Что мешает Браславу стать комфортабельным курортом

Браслав и туристы: как написать курортный роман

Неделю назад в одном из красивейших уголков нашей страны собрались эксперты и практики, чтобы в преддверии лета поговорить о туристическом потенциале Браславского края. Он, как принято считать, огромен, однако прибыли почему–то приносит мало. Кого ни спросишь, все — от хозяина скромной агроусадьбы до представителя Нацпарка «Браславские озера» — утверждают, что по итогам года в лучшем случае выходят «в ноль». Почему так и что надо сделать, чтобы все было по-другому?


...На въезде Браслав и впрямь очень похож на курорт. Проезжая вдоль берега почти бескрайнего озера Дривяты, невольно испытываешь чувство белой зависти к людям, которым повезло здесь жить. Дух захватывает от природных красот. А тот, кто хоть раз увидел Белорусское Поозерье с высоты птичьего полета, — пленник этих мест навсегда. Волшебные фотопейзажи, захватывающий ролик с гидросамолетом, кадры типа «рыбацкое счастье», фешенебельные коттеджи, скромные крестьянские хаты, летние домики — судя по картинкам и видео в сети, кажется, что в районе деньги буквально лежат под ногами. Но из года в год на разных уровнях власти и турбизнеса обсуждается вопрос: как увеличить туристический поток на Браславщину? Дотационный, кстати говоря, район, который стабильно входит в десятку районов с самой низкой заработной платой в стране...

В январе 2011–го газеты писали: «Через пять лет Браславские озера должны стать здравницей европейского уровня. Летом — пляж и рыбалка, зимой — горные лыжи и боулинг. Отдыхать и поправлять здоровье гости курорта будут в комфортабельных корпусах с системой «все включено». Помимо развития гостиничного сервиса и общепита, речь, в частности, шла о 3D–кинотеатре, лыжероллерной трассе, яхт–клубе и даже местной авиации с пристанью для гидросамолетов. Все задумывалось для того, чтобы круглый год (а не только коротким летом) задействовать уникальный природный потенциал и доказать самим себе, что и у нас туризм сможет поднять экономику района.


Что же сегодня предлагает туристам курорт? Послушаем заместителя начальника отдела образования, спорта и туризма Браславского райисполкома Станислава Остановко:

— В городе работают три гостиницы, одна из них — новая. Базы отдыха национального парка могут принять 180 человек, профсоюзный комплекс «Браславские озера» рассчитан на 380 мест. В районе больше 280 агроэкоусадеб, где одновременно могут отдыхать около двух тысяч человек. Есть 50 зон отдыха, платные оборудованные стоянки нацпарка — их около 60. Прирастает сеть общепита: в 23 точках питания можно покормить более тысячи человек. В районе создано 45 культурно–познавательных, экологических, исторических и других маршрутов.

Несмотря на то что ежегодно на Браславские озера приезжают около 30 тысяч туристов, сервис как был, так и остался на уровне «приезжайте к нам на озеро, будет шашлык и баня». Летом, говорят, население райцентра удваивается, но основной экономический эффект — до 80 процентов всех доходов — нацпарку, например, приносят охотничьи туры. Агроэкоусадьбы, за редким исключением, предлагают проживание и отдых у воды. Местные пытаются туристические смыслы расширить: развивают фестивальное движение, событийный и паломнический туризм, разрабатывают экологические тропы, водные маршруты. Интерактивную программу предлагает Музей традиционной культуры, рассказала директор Браславского районного объединения музеев Надежда Дударенок:


— При музее есть «Заездный двор» на 13 мест, постояльцы могут пройти мастер–классы по народным ремеслам: гончарному делу, плетению поясов, ткачеству, соломке. Приглашаем молодоженов на свадебный обряд «Вяселле ў млыне», трижды за лето проводим ярмарки ремесел, со своей батлейкой выезжаем в агроусадьбы.

В конце мая в городе проходит фольклорный праздник «Браславские зарницы». Приезжают коллективы из Беларуси, Литвы, Латвии и других стран. Параллельно на Замковой горе шумит фестиваль средневековой культуры «Меч Брачыслава». В июле молодежь собирается на международный спортивно–музыкальный фестиваль Viva Braslav: в прошлом году приехали около 5 тысяч человек. В августе к иконе Пресвятой Девы Марии, которая коронована Папой Римским и почитается католиками как Владычица озер, устремляются тысячи паломников. Есть тут еще «Браславская регата», турнир по спортивному рыболовству, в прошлом году впервые провели международные соревнования по пляжному теннису и вейкбордингу.


Все это хорошо и интересно, но скажем прямо — малодоходно, ведь гости приезжают на пару дней. А задержать туриста там, где деньги потратить негде, кроме супермаркета, трудно. Вспомним еще, каким непредсказуемым бывает наше лето, и станет ясно: чистейшие озера и красоты природы турпродуктом не являются. Как раз об этом говорит генеральный директор центра стратегического развития Анатолий Акантинов:

— Имидж в туризме — не абстрактная вещь, это в первую очередь деньги. Это конкретный клиент, который платит за проживание, питание, транспорт, развлечения. Мне, например, до сих пор непонятно, что такое Браслав. Красивые озера? Ну если сравнить с земным шаром, то, наверное, озера есть и в других странах. Это пляжный отдых? Охота? Коттеджный? Кто тратит у вас больше денег? Рыбаки? Или все–таки семейная пара с детьми? Откуда эти туристы, какого они возраста, что для них важно? Какие уникальные преимущества имеет Браславщина? Кто и как будет их продвигать?


В процессе семинара стало очевидно: на все эти вопросы основные игроки местного туристического бизнеса отвечают по–разному. Единой стратегии в регионе нет. Нацпарк, агроусадьбы и местная власть действуют разрозненно, отчего в итоге все и проигрывают. Агроусадьбы, к примеру, стараются как можно больше заработать за короткий сезон — благо летом спрос превышает предложение. А потом снова ждут лета...

Отдельный вопрос — цены. В среднем за ночлег на Браславщине просят от 200 тысяч до 1,2 миллиона рублей с человека. Комфортный отдых здесь стоит так же, как на морском берегу с системой «все включено». В новеньком «Браслав–отеле» за бунгало на берегу (двухспальная кровать, кондиционер, подогрев полов, душевая) надо заплатить полтора миллиона в сутки. Настоящего лета при этом, понятное дело, никто не гарантирует. И готовить вам придется, скорее всего, самостоятельно...


Да, в Браславе есть что посмотреть, но туристической инфраструктуры как не было, так и нет. Сама отдыхала тут с детьми трижды за девять лет и без труда могу перечислить перемены этого курорта. На центральном пляже появился аквапарк, рядом — малые архитектурные формы, в центре города построили приличный отель и сделали наконец нормальную лестницу на гору Маяк. Здесь тоже дух захватывает от красоты, но все же хочется чуть большего, чем чудесное селфи на фоне озера Струсто...

Мнения по поводу

Лариса Хмельницкая, директор турфирмы «Трэвел»:

— Браславщину изучаю в течение последних пяти лет и хочу сказать, что многое изменилось за это время. Но городу как воздух необходим единый информационный центр, где турист, приехавший самостоятельно, сможет получить информацию. Экологический туризм, спортивно ориентированный будут развиваться — это становится модным во всем мире. Но даже тому туристу, который хочет отдыхать без удобств, нужно создавать условия. Удобный транспорт, простая навигация, экологические тропы должны начинаться в Браславе, карты и гиды обязаны присутствовать на каждом углу.

Юрий Жерко, хозяин агроэкоусадьбы «У Борисовича»:

— Думаю, пора подумать о создании туристического кластера с названием «Браславские бриллианты». В районе можно найти не менее десяти хороших заинтересованных игроков, которые предложат для организованных групп разнообразные туры. Организатором и координатором мог бы стать отдел спорта и туризма нашего райисполкома.

kruha–tut@rambler.ru

Фото автора

Советская Белоруссия № 87 (24969). Среда, 11 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter