Актриса Купаловского театра Евгения Кульбачная мечтает о классике

То, что Чехов прописал

Комедия «Любовь как милитаризм» стала одним из самых ярких театральных событий уходящего года. Спектакль по пьесе Петра Гладилина в постановке Дмитрия Тишко идет на Камерной сцене Купаловского. Острую запоминающуюся роль экстравагантной Лидии Андреевны в нем исполнила актриса Евгения Кульбачная. Она работала с лучшими режиссерами, нашла себя в театре не только как исполнительница ведущих ролей, но и как талантливый режиссер по пластике. В свое время Евгения вместе с однокурсниками мечтала о своем театре, но — не случилось.


— Это были 90–е. Мы — неоперившиеся птенцы, наш мастер — Андрей Андросик — человек старой формации, интеллигент, не имевший никакой коммерческой жилки. Он не представлял, как это реализовать, с чего начать. Но сделал из нас хороших, крепких артистов, которые, выйдя из института, умели все. У нас был свой неповторимый дух студийности. Параллельно в Москве выпускал курс Петр Фоменко, и мы, может быть, мечтали в чем–то на них походить. Андрей Андросик, Николай Кириченко, другие педагоги готовили нас как синтетических актеров.

— Евгения, а вы комфортно входили в гротескный мир современной пьесы «Любовь как милитаризм»?

— Когда я только пришла в Купаловский, сразу попала на две главные роли в спектаклях по современным авторам. Это была «Тополиная вьюга» Михаила Задорнова и «Курица» Николая Коляды. Потом к нам приехали французы. Режиссер Стефани Лоик ставила пьесу немца Эдена фон Хорварда «Дон Жуан возвращается с войны».

Ее спектакль был симбиозом авангарда, пластики и нашей психологической школы. Великая Стефания Станюта в роли Бабушки. Дон Жуана играли 8 актеров. У каждой актрисы было 8 ролей. Для 1993 года это было безумно интересно. Но! Театральный Минск не принял этот спектакль. У меня сохранились некоторые рецензии. А когда мы поехали на 2,5 месяца на гастроли во Францию — ситуация полностью перевернулась: нас приняли на ура.

«Любовь как милитаризм».

Еще можно вспомнить «Смак яблыка» Анатолия Делендика, проект «Театр–онлайн» во время одного из фестивалей, спектакль «Тата» Екатерины Аверковой по пьесе Дмитрия Богославского, теперь — «Любовь как милитаризм»... Благодарна судьбе за то, что удалось поучаствовать в спектакле «Свадьба» Владимира Панкова по Чехову и сыграть Змеюкину. Благодаря этому спектаклю мы объездили пол–Европы. На сегодняшний день у меня снова есть Чехов и его «Чайка», где я играю Аркадину. Это роль–мечта. Спасибо Николаю Пинигину, что поверил и подарил мне ее. Если можно так сказать, это моя роль–друг.

А вообще, меня приводит в восторг литовская режиссура. Я бы хотела поработать с худруком Вахтанговского театра Римасом Туминасом. Сейчас часто бываю в Москве, смотрю какие–то спектакли. Так вот на спектаклях Туминаса мне хочется выпрыгнуть на сцену. А как интересно работает Коршуновас!

— Вы в Москву для себя ездите или по работе?

— Да, иногда снимаюсь, езжу на озвучивание, чтобы заработать на хлеб насущный. А кроме того, на сегодняшний момент мой супруг, актер Павел Яскевич, поехал получать второе образование в Москву: поступил во ВГИК на режиссуру жанрового кино.

— Любопытно, как сложилась судьба курса, который не стал театром? В одном интервью вы говорили, что оказались единственной, кого взяли в труппу Купаловского?

— Да, это была большая удача. В Купаловский годами никого не брали: тут играли Стефания Станюта, Галина Макарова, Валентин Белохвостик, Валерий Филатов, мой педагог Лилия Давидович... Звезды, на которых ты смотрел снизу вверх. Но Валерий Раевский, к счастью, принял решение в мою пользу, посмотрев мои дипломные работы. Моя однокурсница Ольга Кулешова, дочь выдающегося артиста Владимира Кулешова, уехала в Витебск, стала ведущей актрисой театра имени Я.Коласа. Сергей Ковальчик теперь художественный руководитель театра имени М.Горького. Геннадий Фомин тоже активно работает режиссером. Сейчас, кстати, Фомин с Ковальчиком выпустили у нас на большой сцене детскую сказку «Крышталёвы туфлiк».

Евгений Журавкин играет в севастопольском драмтеатре, Артур Шуляк стал известным шоуменом. Однокурсница Светлана Никифорова преподает в академии искусств сценическую речь. Анатолий Голуб долгое время работал только в «Комедии» и снимался в кино, но когда театр имени Горького возглавил Сергей Ковальчик, пришел к нему в труппу. Аллу Поплавскую взяли в ТЮЗ.

«Чайка».

— Вас тоже часто можно увидеть в программках в качестве режиссера по пластике. Что–то особенное понимаете в сценическом движении?

— Я с пяти лет занималась художественной гимнастикой, и хореография у нас тоже была пять раз в неделю. Ведь художественная гимнастика — это тот же балет, только с предметами. Наверное, оттуда моя любовь к движению. В театральном институте танец нам преподавал великий Виктор Саркисьян, уехавший потом на работу за границу. После него преподавать станок на своем курсе стала я. Мы ставили мюзикл «Веселые нищие».

В театре мой интерес к пластическому рисунку любой роли заметил режиссер Владимир Савицкий. Мы сделали «Смерть Тарелкина». Потом появился «Муж для поэтессы» по пьесе Елены Поповой, «Баллада о любви» по «Альпийской балладе» Василя Быкова с Аней Хитрик и Романом Подоляко, «Дикая охота короля Стаха».

Пластический рисунок «Эрика XIV» Валерия Раевского — тоже моя работа. И конечно, «Хам» и «Не мой» Александра Гарцуева. Наше совместное творчество привело в свое время к Национальной театральной премии за спектакль «Не мой».

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 231 (25113). Четверг, 1 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter