В Минске показали румынский спектакль "Не-слова"

Стильно, нет слов

К театру пластическому, невербальному отношусь, мягко говоря, с прохладцей. И ничего не могу с собой поделать. Странно мне наблюдать, как взрослые люди часами мечутся по сцене, выделывают разного рода акробатические трюки и гимнастические номера, но при этом не проронят ни слова, как их ни проси, словно воды в рот набрали. Такой театр, как мне кажется, ничего общего не имеет с серьезным искусством, ибо душу человеческую лечит не пантомима, а доброе слово, которое и кошке, и простому зрителю приятно. Вся эта невербальщина — от лукавого. Когда нет серьезных мыслей о жизни духа человеческого, начинается формализм. Мысли же свои и сомнения можно выразить только через диалог. Жест и пантомима оставляют чувство недосказанности. Представьте, вот пришли вы к лучшему другу поделиться сердечной болью, а он, вместо того чтобы дать совет, стал делать перед вами мостик или вдруг встал на голову. И понимай как хочешь — разделяет он ваши сомнения или нет. Но на то мы и живые люди, чтобы все наши установки время от времени колебались. Показанный на сцене Белорусского государственного молодежного театра румынский спектакль «Не–слова», принимавший участие и в фестивале «Белая вежа» в Бресте, заставил меня по–новому взглянуть на пластический театр. Справедливости ради стоит отметить, что слова в спектакле молодого режиссера Адриана Нора все–таки звучат. Правда, в этой иронической постановке они больше похожи на реплики из карикатур. Но показ был важен еще и в том смысле, что открывает для нас настоящую терра инкогнита — современный румынский театр.

И, наконец, редкая птица к нам залетела: частная театральная труппа из Бухареста Passe–PartoutDanPuric показала спектакль пантомимы «Не–слова». Мероприятие прошло при поддержке посольства Румынии в Беларуси.


«Это наш частный, очень популярный в стране театр, — заметил перед началом спектакля Чрезвычайный и Полномочный Посол Румынии в Беларуси Виорел Мошану. — И мы надеемся, что в Беларуси будут чаще видеть театральные проекты из Румынии». Дражайший господин посол, мы только за.

В увиденном румынском спектакле намешано многое. Тут и балканское жизнелюбие, и европейский скептицизм, и абсурд, и временами довольно наивная лирика. В какой–то момент режиссер Андриан Нор предлагает взяться всем за руки, чтоб не пропасть по одиночке. Нарядиться в простые одежды и бежать, бежать, до самого горизонта. Скучковаться то ли в коммуну хиппи, детей цветов, то ли в некий креативный кластер. 

Режиссер выстроил ироничное парадоксальное зрелище, состоящее из абсурдистских миниатюр, высмеивающих общество потребления и штампы массовой культуры. Достается всем — и современным сериалам, и фанатизму любого разлива, и дебрям коллективного бессознательного. Но все со вкусом. Как в работах художников–примитивистов, смысл прорастает не сразу, но уж когда появляется, отмахнуться от него нельзя. Нор здесь не только режиссер, но и автор сценографии, музыкального оформления, хореографии. Впечатление от его витального балканского стиля можно суммировать кратко: слово изреченное есть ложь.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия № 185 (25067). Вторник, 27 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter