В Республиканском театре белорусской драматургии прошла премьера спектакля "Портрет" по повести Николая Гоголя

Не ждите портретного сходства

Как известно, Николай Васильевич Гоголь, находясь в Италии, любил мучить приезжавших к нему из России гостей своим коронным блюдом — макаронами, приготовленными al dente. То есть немного с «твердинкой». Макароны при этой степени готовности сохраняли внутреннюю упругость, чем приводили гостей Гоголя в некоторое замешательство и дальнейший ступор. Ведь нашему человеку ни к чему изыски средиземноморской кухни. Щи да каша — пища наша.

Вообще, по отзывам современников, кулинаром Николай Васильевич был средним. В отличие от себя писателя. Виртуозно описывая ту или иную пищу в произведениях (чего стоят страницы, посвященные блюдам помещиков в «Мертвых душах»!), у разделочной доски Гоголь терялся. Хотя, может, очевидцы и участники макаронных пиров наговаривают? Такова участь многих поваров — современники их поиски не понимают.

Художественному руководителю Республиканского театра белорусской драматургии режиссеру Александру Гарцуеву жаловаться на непонимание не приходится. Уж не знаю, какой он кулинар, но вот режиссер Александр Федорович стабильный. Есть в нем какая–то человеческая и профессиональная основа. Уровень, ниже которого он не опустится, как бы его ни уговаривали. Даже какая–нибудь ошибка Гарцуева мне милее, чем находка режиссера N. Я всегда понимаю, о чем он ставит, почему и для кого. Его постановки «Не мой» по Алесю Адамовичу и «Раскiданае гняздо» по Купале — это лучшие спектакли по национальному материалу, которые доводилось видеть за последнее время. Ни по напору, ни по уровню актерского исполнения, ни по эстетической целостности ничего рядом поставить не могу. Уж не знаю, как Гарцуев добивается от актеров того, что от них искры на сцене летят. Не кормит, что ли, пару дней до спектакля?

В РТБД состоялась премьера новой любопытной работы мастера — «Портрет» по повести Николая Гоголя. Инсценировку написала Светлана Науменко. Александр Гарцуев решил литературный материал в излюбленной стилистике трагифарса, а уж в нем, со времен «Черного квадрата», он толк знает. В этом «Портрете» есть свой конферансье, который в соответствии с духом времени делает, например, селфи на сцене во время спектакля. Люблю постановщика за такие вот милые шалости. Кому–то они покажутся попсой, а мне лебединой песней советского интеллектуала по поколению next. Уместно ерничающего над современными нравами продвинутой молодежи. Не важно, что там на сцене — главное селфи успеть сделать. Печально Гарцуев глядит на молодое поколение. Имеет право. Конферансье, к слову, блестяще играет молодой актер Николай Стонько. Но главное открытие этой постановки — Андрей Новик в главной роли художника Чарткова.

Новику режиссер со всей любовью выстроил аккуратную лесенку в завораживающее сумасшествие и полную потерю рассудка. Сыграть это за полтора часа для любого актера, а тем более молодого, по–моему, большое счастье и профессиональный тренинг. Новик играет без передыху, практически не уходит со сцены. Одновременно с потерей здравого рассудка в нем проступают и физические следы душевной болезни. Как то, например, взлохмаченные чисто по–петербургски волосы. И, конечно, безумные, полные невыразимой боли глаза, врезающиеся в память. Кажется, что в «Портрете» Гарцуев иронизирует и над Гоголем, и над Петербургом с его вечными сквозняками, ливнями и чахоточными настроениями. Да и художникам тут тоже достается. Любят они людям лапшу на уши вешать, а по большому счету из десяти работает один, а остальные — форменные тунеядцы, прячущиеся за красивыми словами и мольбертом.

Тех, кто ожидает увидеть хрестоматийного, неторопливого Н.В.Гоголя в премьере РТБД, ожидает разочарование. Премьера современна, стремительна и настроена по–боевому. Постмодернистское прочтение усиливает и музыкальное оформление: здесь снова, как и в некоторых предыдущих постановках Александра Гарцуева, звучит на всю катушку классик британского минимализма Майкл Найман.

Уже завтра, чтобы не дать нам опомниться, Гарцуев и его верные оруженосцы при поддержке Швеции в Беларуси покажут премьеру «Пеликан» по малоизвестной поздней пьесе великого и ужасного Августа Стриндберга. Посмотрим, какое блюдо режиссер приготовит из мрачного шведа.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия № 116 (24998). Вторник, 21 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter