Театр им. М.Горького открывает завтра сезон нашумевшим спектаклем Дмитрия Астрахана "Леди на день"

Ищите женщину, или Леди first

Трудно искать темнокожую женщину в темной комнате, особенно если ее там нет. Блондинку, думаю, тоже. Вообще поиск женщины, иногда какой–то конкретной, иногда собирательного женского идеала, – ключевой и архетипический мотив в искусстве. Ради своей прекрасной дамы Дульсинеи Тобосской, в которую богатое воображение героя превратило обычную крестьянскую девушку из соседней деревни, совершал свои подвиги Дон Кихот. Путеводной звездой для непутевого Тиля Уленшпигеля была его Нелли. Освободить от родового проклятия желал несчастную хозяйку поместья Болотные Ялины Надежду Яновскую романтический герой Владимира Короткевича Андрей Белорецкий. Инь и ян — тот канат, который натянут через века, континенты и расстояния.



Женщину искать тяжело, лучше сразу не упускать ее из виду. Пусть она будет в поле зрения, даже бокового. Она все время норовит слиться с природой — пробегающими облаками, зелеными деревьями, водой в ручье. Потому что сама есть воплощенная природа. Ее сущность летуча и не поддается законам логики. Вот она есть — и вот ее уже нет.

В белорусском театре есть немало спектаклей, посвященных женщине. Ее красоте, силе и слабости. Можно вспомнить щемящую «Занозу» по Франсуазе Саган в Театре–студии киноактера; получивший немало международных наград спектакль «Женщины Бергмана» в Республиканском театре белорусской драматургии, «Не мой» по Алесю Адамовичу в Купаловском театре в постановке Александра Гарцуева. Любопытны в этом смысле новая версия «Грозы» Островского и трагикомедия «Как я стал...» по пьесе российского драматурга Ярославы Пулинович в постановке главного режиссера Нового драматического театра Сергея Куликовского. Да мало ли удачных примеров. Но есть спектакль, который, как мне кажется, выбивается и из этого талантливого ряда. Это лирическая комедия «Леди на день» российского режиссера Дмитрия Астрахана по пьесе его постоянного соавтора Олега Данилова в Национальном академическом драматическом театре им. М.Горького. Потрясающий гимн красоте, чувственности и жизнестойкости женского начала.

Легкий, актерский, во многом простодушный, щедрый на эмоции, спектакль Астрахана возвращает театр к его истокам. Истокам площадного искусства. Это ведь уже позже театр нагрузили смыслами, «системами», «измами»... Стали требовать от него прогрессивной эстетики, второго дна, подтекстов. Раньше у Софокла и Эсхила все было просто: герой просто сражался с роком, судьбой и почти всегда проигрывал им. Знаменитый «Глобус» начинался с того, что англичане, знакомясь с  очередной новинкой от Шекспира, прямо в зрительном зале вкушали эль с легкими закусками, могли громко перебивать актеров, делать им замечания. И уж, наверное, никак не думали, что мелодрамы и детективы Шекспира, к которым они не относились серьезно, переживут века.

Жизнь показала, что легкая лирическая комедия стала интересна не только узкому кругу, не только папам–мамам или, наоборот, матерым критикам, давно не отличающим поражение от победы. Она стала интересна широкому зрителю. Спектакль выпрыгнул за флажки мейнстрима, презрел стандарты театрального стереотипа. Массовое искусство? Вполне. Но не это ли и есть самое сложное? Актеры не боятся здесь быть шутами, «плюсовать», как выражаются на профессиональном сленге. Потому что жанр этого требует.

Показательно, что именно этим спектаклем Национальный академический театр им. М.Горького сегодня открывает свой новый 84–й сезон. Открывают его, как и положено в театральном сообществе, как правило, хитом. А то, что у Астрахана получился хит, — факт бесспорный. И даже самые непрошибаемые снобы не могут этого не признать. Астрахан нащупал комедийный пульс истории.

В наших театрах часто бравируют некими просветительскими проектами. Достают из загашников и архивов сожженные рукописи, недописанные романы... Потом довольно пространно говорят про ту или иную премьеру, поправляя очки на переносице, мол, может, и не все получилось, но спектакль в любом случае полезный. Напоминает всем нам, что не мешало бы «людзьмi звацца»... Всегда только один вопрос возникает у меня после таких премьер: а кто, собственно, забыл?



Интеллектуалы могут сколь угодно балдеть от довольно странного фильма с налетом антиутопии режиссера Дмитрия Рачковского «Двадцатьшестнадцать» (пишется именно так, в одно слово), где главную роль исполняет актер Русского театра Сергей Юревич. Не знаю, много ли дала Юревичу эта работа. Что–то, наверное, дала, как любой киноопыт, отличающийся от нескончаемого сериального конвейера. Но развила ли она актера внутренне? По мне, гораздо полнее Юревич выразил себя в роли мэра Нью–Йорка в комедии «Леди на день».

Роль главной героини Анни — настоящий подарок и для талантливой Анны Маланкиной. Ее предыдущий бенефис «Сладкоголосая птица с человеческим голосом» по Теннеси Уильямсу и Жану Кокто в претенциозной постановке Александра Карпова, по–моему, не очень получился. Потому тут радуешься за актрису вдвойне. Идеалом из рыцарских романов восхищаться легко. Сложнее призывать «милость к падшим». Героиня лирической комедии Дмитрия Астрахана уличная торговка Анни не то чтобы совсем уж падшая женщина. Торгует яблоками. Прикладывается порой на нью–йоркском ветру с Гудзона к бутылочке. Но кто, в конце концов, из нас без греха? В какой–то момент что–то у Анни не сложилось. Сколько таких безрадостных примеров, увы, видим мы в этой жизни. Но режиссер протягивает героине руку помощи. Он уверен: то, что не сложилось у родителей, обязательно сложится у их детей.

Как упоенно купаются в щедрой фарсовой стилистике актеры Оксана Лесная, Андрей Душечкин, Владимир Шелестов, Руслан Чернецкий! Искрящийся, ансамблевый спектакль получился у режиссера. Давно такого не видел Минск.

История, полностью переосмысленная талантливым драматургом Олегом Даниловым, постоянным соавтором Дмитрия Ханановича, эмоционально заводит. Мы все превращаемся в детей, сидя в зрительном зале. Нам хочется, чтобы нищая торговка Анни счастливо выдала дочку замуж за отпрыска графа Ромеро, чтобы граф–сноб был посрамлен, а в циничном мэре проснулись добрые чувства. Так и происходит.

Дмитрий Астрахан сам называл эту историю сказкой. Мы все нуждаемся в сказках. Потому так востребованы сегодня мелодраматические сериалы. Все эти «Тропинки вдоль реки» и «Любовь на грядке». Но что–то мне подсказывает, что ни один сериал, в котором активно снимаются сегодня востребованные актеры театра им. М.Горького, не дает такого чувства профессионального удовлетворения, какое наступает во время финальных аплодисментов «Леди на день». В этот момент даже мы, зрители, чувствуем, что тоже приложили руку к хеппи–энду. Еще бы — мы ведь так переживали за героиню!

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 160 (25042). Суббота, 20 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter