Могилевский спектакль "На дне" удивил минский бомонд

Горький выпал в осадок

Сегодня в Минске... Штамп, милый читатель? Что делать, если действительно сегодня и именно в Минске. Штампы иногда необходимы. Они дисциплинируют и отрезвляют, возвращая на лужок к нашим горделивым баранам. Так вот, я продолжу. Сегодня в Минске закрывается IX Международный фестиваль театров кукол. В нем приняли участие 6 стран: Беларусь, Россия, Украина, Литва, Польша, Израиль. В правильном ли порядке перечислил я страны или допустил идеологическую ошибку, как герой довлатовского «Компромисса»? Нет, вроде все правильно.

Выпадет у вас свободная минутка между посещением Комаровского рынка и Ждановичей — заходите на огонек к моему старому боевому другу Вератиле — обсудить увиденное, взвесить впечатления. По тысяче рублей — за кило. Вератила — откуда только силы берет, гад, витамины, что ли, какие пьет — не пропустил на фестивале этого года ни одного спектакля. Кофепаузничал, участвовал в обсуждениях, перебивал профессуру, кидал понты. Насобачился.

В некоторые моменты я делал вид, что мы не знакомы. По–моему, старик подхватил звездную болезнь и хочет меня таки подсидеть. Такой включенности я от него, честно говоря, не ожидал. После того как в начале 90–х ему на авторынке в Малиновке за его любимую «Победу» выходцы из Гудермеса подсунули вместо денег «куклу», он к кукольному театру как–то не очень. От одного этого слова его, двухметрового красавца, передергивает. Еще он как–то признался мне, что на даче балуется изготовлением кукол вуду. Человек–парадокс, короче. Черт ему судья.

Вернемся к фестивалю. Он получился классный, насыщенный и разнообразный. Позже мы удостоим его взвешенного академического анализа. Сделаем кардиограмму и флюорографию. Пока я сосредоточусь на ярчайшем событии фестиваля — спектакле Могилевского областного театра кукол «На дне» по пьесе Максима Горького в постановке главного режиссера Игоря Казакова. Этот спектакль открывал фестиваль и был показан в первый день. Россияне, прибалты, братья–израильтяне, украинцы и любители шпикачек пооткрывали рты, не боясь, что туда залетит какая–нибудь сонная театральная муха, которую уже ничем не прошибешь.

В Минске мы видели «трагифарш» Игоря Казакова «Гамлет», где в итоге принц датский, доведенный до ручки вселенской несправедливостью, постоянными дождями, туманами и душевной глухотой родной матери, покрошил всех в капусту бензопилой. Так что знали, к чему готовиться. Но «На дне» превзошел все ожидания. Нахохлиться и ожидать стресса можно было сразу, как только прочитали жанр спектакля: «Экзистенциальная драма в двух актах отчаяния»... Отчаяния тут через край. Но рекомендованный ценз, естественно, «18+». Все чин чином.


Лихой, наполненный, энергетичный, он берет вас за кадык и вытрясает душу. Спектакль не оставит равнодушным, если доведется быть вам проездом из Вологды в Керчь в Могилеве, обязательно сходите в тамошний кукольный театр.

Вы либо станете поклонником постановки и эстетики агрессии, либо не примите его категорически. «На дне» Казакова по концентрации авторского высказывания сродни фильмам Вернона Херцога, операм Вагнера, картинам Ботеро. Можно не впускать это искусство в себя, но не увидеть, что этот упаднический пейзаж нарисован настоящей кровью, невозможно. Если, конечно, вы не дальтоник.

И без того уродливый мир ночлежки из пьесы Горького усугублен режиссером уродливыми куклами. Это царство уродов. Даже старик Лука здесь уродец с крылышками. Что до финала, то он тут, как в «Догвилле»: «Жителей расстрелять, город сжечь». И признать человечество как проект в целом ошибочный и не состоявшийся. И начать что–то заново. Но только после дезинфекции.

Шарики за ролики у критиков могут заходить сколько угодно. Можно плевать с большой колокольни счастья на Казакова и его эстетику. И на художника этого спектакля, лауреата премии «Золотая маска–2016» Татьяну Нерсисян. Но в сухом остатке имеем следующее.

«На дне» уже приглашен в программу Belarus Open следующего фестиваля «Теарт». Режиссера позвал на постановку эстет и умница с мятущейся душой лицедея Владимир Ушаков в свой Современный художественный театр. А там, думаю, последуют гастроли по России и Европе. И предложение, от которого невозможно будет отказаться, — возглавить какой–нибудь театр за пределами Беларуси. Как возглавил Пермский театр кукол Александр Янушкевич. Так что повяжите Игоря Казакова веревками.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия № 91 (24973). Вторник, 17 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter