В Минске завершился IX международный фестиваль театров кукол

Бесплатный театр в мышеловке смыслов

Завершился IX международный фестиваль театров кукол. Пять дней подряд в Минске кипели нешуточные страсти, ломались перья и копья, иногда на ровном месте. Говорились комплименты, передавались из уст в уста слухи и сплетни, куда уж без них. «Профессор N. посчитал спектакль X. оскорблением русского национального характера!» «Товарищи! Один билет в руки на коллектив! Не создавайте толпы!»


Тот факт, что театры из 6 стран выступили на празднике бесплатно, как подчеркнул на церемонии открытия директор минского театра кукол Евгений Климаков, говорит о многом. Во–первых, о высоком корпоративном духе кукольных артистов. Во–вторых, о непреходящей жажде, несмотря на все трудности, по–прежнему общаться друг с другом. Высветились и общие проблемы — деньги и кадры.

— Вы не представляете, у нас нет режиссеров кукольного театра! — вздыхает директор Каунасского государственного театра кукол Сигитас Клибавичюс. — Огромные проблемы с этим. Каунас — маленький город, все друг друга знают. И нам неоткуда режиссеров брать. Если с драмой еще все в порядке, то с куклами вообще беда. 

Евгений Климаков.
Большую дискуссию вызвал спектакль церемонии открытия — постановка Могилевского областного театра кукол «На дне» режиссера Игоря Казакова, которого упрекали в мрачности, однообразии выбранной агрессивной интонации. Казаков на обсуждении спектакля отбивался довольно уверенно, тоже обращая внимание взыскательных эстетов на реалии:

— Спектакль сделан теми силами, которые есть у нас в театре. Мы никого не брали со стороны. Конечно, я понимаю, что кому–то из критиков хотелось бы видеть на сцене в нашем спектакле Иннокентия Смоктуновского. Но, увы. Мы посылали недавно в академию искусств заявку на шестерых актеров, которые нам нужны. Сколько из них приехало в Могилев? Ни одного. Почему академия готовит кадры только для Минска?

Коллега Казакова, главный режиссер минского театра Алексей Лелявский, никак не мог смириться с месседжем могилевской постановки: «Так ты что, считаешь, что и нас так придут и смоют «санитары»? А выход в чем?» «И придут, и смоют, — ответил кто–то из критиков. — Не сомневайтесь».

Нашумевший спектакль самого Лелявского «Ваня. Сказка про Ваню и загадочную русскую душу» из частного кукольного театра Санкт–Петербурга Karlsson Haus, удостоенный «Золотой маски», показывали на форуме два дня подряд. Камерная сцена Купаловского трещала по швам. 

— Для меня это очень важная работа, — не скрывал волнения перед показом актер спектакля, лауреат премии «Золотая маска» за роль Вани Михаил Шеломенцев. — Совершенно не представляю, как эта история будет восприниматься в Беларуси. Мне кажется, это очень русская сказка. Конечно, волнуюсь, потому что после «Золотой маски» меня будут разглядывать под лупой.

Показы «Вани» прошли блестяще, а флегматичный и задумчивый в реальной жизни Шеломенцев, петербуржец до кончиков ногтей, влюбил в себя фестивальную публику.

«На дне» счастья нет...

Удивили изобретательные спектакли FABLE («Басня») Юрия Дивакова из Гомеля и «Большой змей» Олега Жюгжды из Гродненского театра кукол. Спектакль Дивакова отсылал к эстетике «Сказок Пушкина» Роберта Уилсона. Ироничное варьете Жюгжды заставило хохотать весь зал.

Завершил праздник спектакль из Полтавы «Портрет с летающими часами» по мотивам книги Марка Шагала «Моя жизнь». «Если я останусь в Витебске еще на один день, я покроюсь шерстью и мхом», — говорит главный герой постановки. И публика весело аплодирует главному герою.

Кажется, фестиваль театров кукол сделал все для того, чтобы зрители мхом в эти и последующие дни не покрылись. И люди оставались прежде всего людьми.

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 93 (24975). Четверг, 19 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter