У нас планируют ограничить оборот анаболических стероидов

Вред фальшивого бицепса

У нас планируют ограничить оборот анаболических стероидов...

У нас планируют ограничить оборот анаболических стероидов. Медики говорят, что если заменить их биологически активными добавками и высокотехнологичной фармакологией, можно добиться даже лучших результатов, не навредив при этом своему организму. Корреспондент «СБ» разбиралась, что происходит со спортивным питанием.


Все на продажу


Сегодня анаболики у нас в свободной подпольной продаже: практически в каждом спортзале знают, у кого можно заказать «метан». Законодательно «распространение — изготовление — применение» стероидов в стране не запрещено. Исключая профессиональных спортсменов: за употребление «фармы», содержащей анаболики (а это допинг), их могут дисквалифицировать.


Общедоступной площадкой для общения покупателей и продавцов стал интернет: для спорта и красивого тела там есть все. Начиная от спортивных БАДов и заканчивая ампулами для уколов нандролона, более известного как дека–дураболин.


Продавцы не сидят сложа руки. Берут на вооружение принципы современного smm–маркетинга и сами выходят на покупателей. Мониторят спортивные группы в социальных сетях, а затем пишут личные сообщения тем, кто отметился в какой–либо теме с вопросом: «А как правильно применять тот или иной стероид?» Активно продвигают сайты повыше в строке выдачи поисковых систем. На страничке товара в интернете все четко, по–деловому: состав, контактный телефон продавца, e–mail.


Живем один раз


24–летний Николай М. из небольшого города под Минском «фарму кушает» два года. В зал ходит 3 раза в неделю, для лучшего результата употребляет стероиды. Последствия его не пугают. Всю нужную информацию по их «правильному» применению парень получил в интернете: как, что и когда лучше «кушать», чтобы все было хорошо и «без последствий». «Ну а что? Хочешь красивое тело — придется немного жертвовать», — рассуждает Коля.


В его окружении подпитывают себя стероидами многие. Парни рассказывают, что к идеальному телу без употребления гормонов нужно идти минимум лет 6, а со стероидами результат достигается за год–два. Вредными их не считают, хотя истории о печальных последствиях, в частности, развитие импотенции у старших товарищей, слышали не раз. Но живут они одним днем и ничего не боятся. «Все обычно берут ну максимум курсов 5, просто поднять форму. А те, кто конкретно увлекается... Им стоило бы и задуматься. Меня, например, ничего не пугает. Я курс составляю грамотно: беру «деку» и «метан–диенон», они выделяют искусственный гормон для быстрого роста мышц, но после покупаю курсовую терапию вроде «Тамаксона», которая возобновляет организм», — описывает свою схему Николай.


Последствия


В мировой истории факты, когда «официально» смерть у спортсменов наступала от передозировки стероидов, — редкое явление. Специалисты говорят, что такие ситуации случаются, как правило, раз в пять лет. Однако, по данным Международного олимпийского комитета, 72 процента бывших спортсменов, получивших через какое–то время после ухода из спорта инфаркты и инсульты, применяли анаболики во время занятий.


Александр Ванхадло, директор Национального антидопингового агентства, предлагает посмотреть на таких ребят лет через 10. И объясняет, что люди, длительно применяющие содержащие гормоны препараты, в первую очередь изнашивают сердечную мышцу, которая в определенный момент может просто не выдержать даже слабые нагрузки. К тому же изменяется процесс сперматогенеза, что со временем приводит к серьезным проблемам репродуктивной функции.


— Все анаболические стероиды основаны на тестостероне. И если организму его достаточно, он просто перестает его вырабатывать.


Список угроз


Случаев мгновенной смерти от анаболиков всемирная медицина не знает. Да и в практике МВД такого не встречалось. Но это не значит, что проблемы не существует. Сегодня употреблять их или нет — личное дело каждого взрослого человека. Александр Ванхадло считает, что такое массовое увлечение анаболиками опасно. Начальник отдела управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД Сергей Сидорович замечает, что в стране нет законодательной базы для мониторинга ситуации с употреблением стероидов. Однако в плане работы межведомственного координационного антидопингового совета при Совете Министров на 2013 — 2014 годы уже есть пункт, предусматривающий проработку совместно с Минздравом и МВД вопроса о включении анаболиков (так уже поступили в России) в список сильнодействующих и ядовитых веществ.


Сделать это непросто, и А.Ванхадло объясняет почему: «Стероиды — не мышьяк или просто какая–то отрава. Это в том числе и лекарственные препараты, которые применяются в некоторых медицинских сферах. В частности, в геронтологии, травматологии (для ускорения процессов регенерации)».


Предполагается, что уже в следующем году оборот стероидов, который к тому времени должен стать незаконным, будет прекращен. К тому же, подчеркивает Ванхадло, Совет Европы и ЮНЕСКО постоянно напоминают, что желательно во всех странах ввести запрет на незаконный оборот и ограничить производство этих лекарств. Они настаивают на государственном регулировании в этой сфере и использовании таких препаратов исключительно в медицинских целях.


Что придет на смену


В Беларуси уже два года выпускают свои, основанные на местном сырье, биологически активные добавки и спортивное питание. Вопрос с БАДами у нас всегда стоял остро, рассказывает Зоя Куваева, доктор химических наук: «Дело в том, что если к лекарственным средствам при регистрации в стране предъявляется строгий контроль по составу и качеству, то к импортируемым БАДам эти требования не столь высоки и их качество, зачастую, на совести производителя. Именно поэтому среди тех, кто уже не представляет свою жизнь без биологически активных добавок, очень много недовольных».


Упаковка у наших БАДов пока не самая привлекательная, но за качество ручается Институт физико–органический химии НАН. Все сырье, входящее в состав продукта, проходит тщательный контроль в аналитической лаборатории. Тут можно быть точно уверенными, что указанный на этикетке состав не расходится с содержанием. Медики говорят, что эти биологические добавки охотно используют наши спортсмены. Ведь продукт уже прошел антидопинговый контроль и содержит растительные элементы, которые восполняют в организме недостаток веществ, но не оказывают на него воздействия, свойственного стероидам. Ученые, к примеру, активно используют пажитник. Разработали свой, особый метод получения экстракта из этого растения. В его составе содержатся элементы, которые помогают увеличить мышечную массу, имеется и много других полезных свойств.


Производят в Институте физико–органический химии НАН и спортивное питание. В двух видах — в банках и капсулах, рассказывает Зоя Куваева:


— Сначала выпускали только в капсулах. Но, скажем, борцы греко–римского стиля глотали эти капсулы по 6 штук три раза в день. Тогда мы поняли, что нужно выпускать и в банках.


В институте уверены: БАДы и спортивное питание, которое выпускают там, будут полезны всем. «У жителей мегаполисов дефицит магния. Именно поэтому 95 процентов населения больших городов периодически испытывает судороги, нервозность, плохо засыпает», — перечисляет врач Светлана Золотухина, сотрудник РНПЦ «Кардиология». Как раз в БАДах, считают медики, можно найти недостающие элементы. Но подчеркивают, что предпочтение стоит отдавать местному продукту, потому что его разработкой занимались белорусские ученые, которые знают, каких именно элементов не хватает нам больше всего.


Проблемы маркетинга


«Распространяют наши разработки частные аптеки и «Белфармация», — уверяли меня в институте. Захожу в первую попавшуюся аптеку. На витринах сразу нахожу БАДы — яркие упаковки, гарантирующие здоровье и силу до конца жизни. Но местных среди них не видно. «Есть ли белорусские пищевые добавки?» — задаю вопрос провизору и протягиваю памятку с описанием шести видов препарата, которой меня снабдили в Институте физико–органический химии. «Да где–то были... Сейчас посмотрим. Ой, а можно у вас эту памятку взять? А то у нас затерялась. А вещь полезная», — провизор Тамара с моим листиком в руках отправляется на поиск тех самых добавок. Вместе находим «НИКУ» (именно так называются белорусские БАДы) в самом углу стендов, заставленную другими белорусскими препаратами. Спрашиваю, популярна ли добавка. «Знаете, покупают. Нечасто, но покупают. У меня, кстати, сын спортсмен. Они пьют именно вот эти, белорусские». Вместе с провизором пытаемся подобрать мне «НИКУ». Той, которую мне посоветовали в Институте физико–органический химии, в крупной аптеке в центре Минска не оказалось. С учетом моих пожеланий и не без помощи той самой памятки провизор подобрала мне другую «НИКУ»: с криво наклеенной этикеткой и крышкой, открыть которую удалось только с третьей попытки. Ученые и сами признают: наши разработки очень интересны, но «одеть» их в красивую и продающуюся упаковку получается не всегда. Иногда не хватает денег, а иногда — специалистов. И пока фармацевтические ноу–хау держатся только на белорусском качестве, которое, по мнению медиков, имеет стопроцентную гарантию. А вот выберет ли покупатель товар местного производства только на основе этого — вопрос, ответ на который сможем узнать уже скоро.


Советская Белоруссия №9 (24392). Пятница, 17 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter