Спор о спорте

Многие великие рекордсмены попали в спорт вообще случайно
Хочешь изменить мир, начни с себя! Это чудесное правило — своего рода философский эквивалент понятия золотого сечения — универсальное проявление структурной гармонии. Истина, которая применима к любой сфере нашей жизни. В том числе и к спорту.


Фото Владимира ШЛАПАКА

Чемпионы не рождаются сами собой. Их воспитывают. Многие великие рекордсмены попали в спорт вообще случайно: кого–то нашел и за ручку привел в секцию прозорливый тренер, кто–то пришел сам вслед за ватагой друзей — за компанию. В любом случае профессиональный спорт — это лишь верхушка огромного здания, фундамент которого — детско–юношеское воспитание. Все мы родом из детства: характер, поведение, сознательное и бессознательное, именно там — мотивы и сущность. Оттуда — рекорды и достижения. Суверенной Беларуси система детского спорта досталась по наследству от СССР. Там она была выстроена и структурирована, обкатана годами и работала на совесть. Правда, механизм ее с годами истерся, время диктовало новые условия, а меняться консервативно–тоталитарная схема не очень–то спешила. Годы порядком поистрепали детский спорт, но он держался. На морально–волевых. Во многом благодаря энтузиазму профессионалов на местах, настоящим, но, как правило, незаметным мастерам своего дела — детским тренерам старой закваски, готовым работать за идею. Тем самым немногим, которые жили и живут принципом менять мир через себя, а не наоборот.

Президент во время недавней поездки в Белорусский государственный университет физической культуры поручил оптимизировать систему детско–юношеских спортивных школ в стране. О проблемах детского спорта у нас говорилось и говорится много. В основном слышны стоны. Сетуют на нехватку финансирования. На недостаточную инфраструктуру. На отсутствие кадров. Увы, сегодня это данность — молодых и действительно ярких талантов в мире спорта Беларусь рождает немного. Как сберечь тех, кто есть? Как найти и воспитать новых звездочек? Финансово–экономическая ситуация в стране — это действительность, от которой не отмахнешься. Спорт — часть общей системы. При минимуме вложений необходимо получить максимальный результат. Отдачу. Продуктивность. В этом — суть оптимизации. Поговорить на заданную тему согласились заместитель министра спорта и туризма Александр ДУБКОВСКИЙ, директор Республиканского центра олимпийской подготовки единоборств Александр БАРАУЛЯ, заместитель директора Республиканского центра олимпийской подготовки по легкой атлетике Геннадий ТАПУНОВ и Михаил ПРОКОПЕНКО — заместитель председателя Белорусской федерации современного пятиборья.


Александр
Дубковский

Александр Барауля


Геннадий Тапунов


Михаил Прокопенко


Александр Дубковский: Не стану спорить, Беларусь явилась наследницей советской системы детско–юношеского спорта. Она ориентировалась на экстенсивный путь развития, получение результата за счет количественного увеличения факторов производства при неизменном техническом потенциале. Если перейти на язык сельского хозяйства, то это выглядит так: чем больше засеял, тем больше собрал. Вне зависимости от того, сколько и каких удобрений было внесено, какое качество почвы и так далее. Собрали урожай, выбрали лучшую пшеницу — это «сливки». Остальное — вон, на корм животным. Такой метод принят на вооружение и в Китае, и в некоторых других странах, где человеческий и финансовый ресурс позволяет это делать. Для нас — слишком расточительно. И угодий осталось мало, и массовость совсем не та.

— К тому же процент молодежи, которая потенциально может представлять интерес для спорта высших достижений, за последние годы значительно снизился. Генетический кризис — никуда от него не скроешься.

Александр Барауля: Нельзя забывать еще и о том, что менталитет изменился.

А.Д.: Эти тенденции идут параллельно. Поэтому мы сейчас и переходим на рельсы интенсивного пути развития в спорте — обеспечение роста результатов за счет использования более эффективных средств, более совершенных форм организации труда, за счет наиболее полного и рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Не количество, а качество — в этом и есть смысл оптимизации.

— Давайте объясним, что называется, на пальцах. Чтобы было понятно всем. Скажем, в районном городе есть три спортивные школы. Их продуктивность разная, но в каждой работает полный штат сотрудников: тренеры, инструктор, завуч, бухгалтер, директор. Что с этими школами происходит сейчас?

А.Д.: До 2013 года нарисованная вами картина не являлась редкостью: несколько школ, в каждой по большей части культивируются одни и те же виды спорта и они якобы друг с другом соперничают. Но база при этом есть только в одной школе. Оптимизация состоит в том, что мы соединяем смежные виды спорта в одной, базовой школе, избавляясь, таким образом, от ненужного аппендикса. Возвращаясь к языку сельского хозяйства — сокращаем количество полей, засевая лишь самые плодородные почвы: где есть база, ресурс, кадры и традиции. Формируется, таким образом, и тренерская вертикаль, которая выделяет сильнейших и отсеивает слабейших. Растет конкурентная среда и среди учеников, сводится воедино вся материальная составляющая, что способствует ее более справедливому перераспределению. В прошлом году, например, подобным образом мы реорганизовали 26 спортивных школ. Такая реструктуризация привела к тому, что оптимизировались расходы. По Гродненской области, например, реформа позволила высвободить порядка 7 миллиардов рублей, которые были потрачены на покупку нового инвентаря.

Михаил Прокопенко: Говоря об оптимизации, я бы обратил внимание на такой момент, как работа федераций. На мой взгляд, федерация каждого из видов спорта должна взять на себя обязательства без привязки к УОР и ДЮСШ растить молодое поколение собственными силами, открывать секции, клубы. Причем услуги не обязательно должны быть бесплатными. Федерация современного пятиборья, например, это направление начала осваивать. За два месяца мы нашли и отобрали 12 способных детишек, проводим занятия. Чем не альтернативный путь привлечения резерва?

А.Б.: Оптимизация невозможна без тесного сотрудничества с федерациями в принципе. Скажем, наш центр активно сотрудничает с федерацией борьбы. По Брестской области у нас раньше было только два центра борьбы — в Бресте и Барановичах. Сейчас же борьба активно развивается и в Березе, и в Пинске, и в ряде других точек. То же самое могу сказать и о федерации бокса, таеквондо, фехтования... Все они подставляют плечо в совместной работе. Это немаловажный момент.

М.П.: Великолепный пример работы показывает федерация карате — неолимпийского, между прочим, вида спорта. Многим стоит поучиться: как они пропагандируют свой вид спорта, как привлекают людей. Никого палками туда не загоняют, люди сами идут, платят деньги... Тайский бокс, кикбоксинг — федерации из этого же ряда. У них нет бюджетной иглы, там сами ищут деньги, строят бизнес. И развиваются лучше многих олимпийских видов спорта.


Фото Александра РУЖЕЧКА

— Кстати, раз уже заговорили о бюджетной игле. Как на уровне детского спорта распределяется финансирование? Кому перепадает больше, кому меньше? Каковы критерии?

А.Д.: Основная часть уходит на материально–техническое обеспечение. Понятно, что хоккей, к примеру, требует больших затрат, чем легкая атлетика.

Геннадий Тапунов: Но и у нас дело не ограничивается только лишь шиповками или спортивным костюмом. Один шест для прыжков в высоту стоит порядка 20 миллионов рублей. А прибавьте сюда еще и стоимость шестовой ямы — около 20 тысяч долларов.

— С этим все понятно. Вопрос в другом. Школа подготовила парня, он попал в национальную сборную, выиграл чемпионат мира. На уровень финансирования данной школы это как–то повлияет?

А.Б.: Естественно. Если есть результат, то есть и приоритет. Из подобных ручейков наполняется река. На начальном, низшем звене это тоже регулируется. Директор ДЮСШ ведь прекрасно видит, кто дает результат, а кто нет.

А.Д.: Есть и еще один финансовый аспект. Скажем, ДЮСШ подготовила пятерых кандидатов в национальную команду. Их забрали на сбор, и школе уже не нужно тратиться на обеспечение этих ребят: их накормят, экипируют, оплатят трансфер. Все — за счет республиканского бюджета. Следовательно, освободившиеся средства школа может пустить на других перспективных ребят. Так создается конвейер. Управления спорта на местах тоже смотрят и знают, кому необходимо помочь, кого подтянуть. Система заложена многоступенчатая, позволяющая замечать и продвигать перспективную молодежь.

— Расскажите коротко, схематично, как эта система функционирует.

А.Б.: ДЮСШ — УОР — РЦОП — национальная команда. На чемпионатах мира и Европы в 2014 году ребята, представляющие виды спорта, которые культивируются в нашем центре, завоевали порядка 47 медалей! В позапрошлом — 45. В 2012–м — под 80. Это говорит о том, что система работает и приносит результат. Больше скажу, после распада СССР наш спорт не ушел в пике. Мы конкурируем с украинскими, российскими школами подготовки. Многие даже стараются нам подражать. Точно знаю, что систему УОР в Турции переняли у нас.

— Система есть, я согласен. Выстроена, и все вроде бы гладко. Но при этом во многих видах спорта конкуренции на внутренней арене явно не хватает. А ведь именно в жесткой конкуренции растет мастерство. Это приводит к тому, что к нам везут ребят из других стран — украинцев, россиян. Что сбоит в системе? Что не работает? Почему, скажем, в борьбе не повторяется 1960 год, когда сборная Белоруссии по классической борьбе (ныне греко–римская) стала сильнейшей в командном первенстве СССР и взяла три золота в личных соревнованиях?

А.Б.: Легионеры в белорусском спорте были всегда, об этом не нужно забывать. Только в советские времена они таковыми не считались, потому что все народы на просторах одной большой страны считались братскими и едиными. К нам стремились всегда, и тот же Александр Васильевич Медведь родился в украинском городе Белая Церковь, который под Киевом. Таких примеров очень много. Сейчас, если говорить о борьбе, то представителей Дагестана, к примеру, много не только у нас, они — по всей Европе, не говоря уж о странах бывшего СССР. Это тенденция, нормальный интеграционный процесс. Я много общаюсь с тренерами, спортсменами. И главный мотив, который заставляет молодых ребят ехать в Беларусь, — возможность роста и прогресса. Они видят и знают, что у нас выстроена система, которая работает, у нас есть база, есть квалифицированные тренерские кадры. Спортивная Беларусь в этом плане очень привлекательная страна. Тожиев, Шабанов, Гайдаров, Чугошвили, Селимов — они все приехали к нам в совсем юном возрасте и уже здесь состоялись как личности и чемпионы. Они считают Беларусь своей родиной, а мы их — полноправными белорусами.

— То есть если представить нашу спортивную систему подготовки как некую электрическую сеть и «прозвонить» ее — нигде сбоить не будет?

А.Б.: Еще раз повторю: система выстроена! Нужна лишь точечная оптимизация, и она проводится. Возможно, есть вопрос характеров самих современных спортсменов, но это уже разговор из другой плоскости. Конкуренцию никто не отменял, только она определяет сильнейшего. Своего рода естественный отбор.

— А вот в легкой атлетике легионеров нет.

Г.Т.: Значит, мы пока не являемся столь привлекательным местом, чтобы к нам просились молодые спортсмены из других стран. Обходимся своими силами. Хотя в последнее время с учетом всем известных событий в Украине такие звоночки в федерацию поступали. Но мы решили делать ставку на своих. Сегодня легкой атлетикой занимаются порядка 25.000 детей по всей стране. И Минск, кстати, в этом плане очень сильно уступает другим регионам, здесь — меньше тысячи! На Брестскую область, например, приходится 23 ДЮСШ по легкой атлетике. Из воспитанников этих школ комплектуется Брестское областное училище. А огромный по нашим меркам Минск имеет всего три школы. Количество занимающихся здесь в разы меньше и отбор, следовательно, скуднее.

— Легкую атлетику не зря называют королевой спорта. Она — основа для многих других дисциплин. Как увеличить охват занимающихся, подтянуть планку общей физической готовности нашей молодежи?

Г.Т.: Легкая атлетика — поздний вид спорта. Для примера, в 11–м классе пловцы, борцы — все поголовно мастера спорта, а у нас лишь единицы имеют звание кандидатов. И в наборе в связи с этим тоже есть проблемы. Тренер приходит в школу, идет по пятым–шестым классам, а все мальчишки и девчонки, кто имеет спортивную ориентацию в характере, уже разобраны: гимнастика, футбол, хоккей, борьба и так далее. Поэтому в федерации легкой атлетики решили действовать более активно и создать новый проект, который уже согласован на всех уровнях. Называться он будет «300 талантов для королевы»!

— Как интересно! А подробнее?

Г.Т.: Его суть — тестирование на школьном уровне. Оно будет проведено для учащихся 1 — 4–х классов по всей стране. Затем обработаем и проанализируем результаты, определив самых способных деток. Лучших централизованно соберем в каждом из регионов. Они посетят тренировки легкоатлетов, для них будут проведены мастер–классы, они пообщаются с нашими выдающимися спортсменами. Основная задача — рассказать детям о легкой атлетике, познакомить с нашим спортом и увлечь. Лучших из лучших рекомендуем потом для училищ олимпийского резерва.

— Деревенские школы, где так много самородков, которые никто не спешит найти, тоже попадут под этот массовый «чес»?

Г.Т.: Попадут все. Абсолютно. И глубинка, конечно, тоже. Надеемся, этот проект привлечет внимание к легкой атлетике. Добавит ей популярности и откроет новые имена. Понимаем, что планируем поднять огромный пласт. Это очень серьезная, но необходимая работа.

— Продолжая «легионерскую» тему, спрошу. Может, логичнее привозить не спортсменов, а опытных тренеров? Детских — в том числе. Коль уж у нас такой дефицит кадров, вот вам и решение. Многие ветераны нашего тренерского цеха ведь открыто сетуют на то, что в этой части у нас провал: старое поколение уходит, а нового нет. Свежий пример — Алина Талай. Здесь результаты у нее застопорились, а сменила наставника, уехала в Австрию — пожалуйста: штампует личные рекорды.

Г.Т.: Есть такой вопрос, и он стоит довольно остро. Старые кадры, начиная свои карьеры, были готовы к тому, что на первых порах придется перебиваться небольшими заработками. Времена были другие. Современная молодежь хочет всего и сразу. Типичный монолог выпускника: дайте мне 10 миллионов и я буду работать. С двух–трех стартовать никто не хочет. На группах начальной подготовки много не заработаешь, а тренерская карьера нелегка: нужно найти, воспитать, вырастить чемпиона.

— А какова цепочка подъема по карьерной лестнице детского тренера?

Г.Т.: И спортсмен, и тренер начинают свой путь с нуля. Получил диплом, а вместе с ним распределение. Приехал на место. Провел набор. То, насколько хорош он будет, зависит не только от удачи, но и от усердия тренера. Нужно искать, смотреть, разговаривать. Набрал, условно говоря, 2 — 3 группы — 30 — 40 человек. Прозанимался с ними 2 — 3 года. Произошел отсев, осталось 20 человек — это уже следующий уровень. Идет более качественная подготовка. В идеале лет через 7 — 8 останется 4 — 5 мастеров спорта, из которых, возможно, впоследствии вырастут чемпионы мира и Олимпийских игр. А вот это уже — приличная зарплата и надбавки.

А.Б.: Но при этом нельзя забывать о резерве, необходимо параллельно искать и воспитывать новое поколение. Это конвейер. Иногда складываются целые тренерские бригады, когда тренер передает своего талантливого воспитанника другу и так по цепочке. В этом нет ничего плохого, это тоже система. У каждого тренера свои сильные качества. Кто–то имеет талант работать с детьми, видит их и чувствует. Другой — с юношами, третий — на самом высоком уровне. Каждый из них для большого спорта одинаково важен. Но на любом уровне главное желание и настойчивость. Кто хочет стать тренером — станет им.

— Мы много говорим о спортсменах и тренерах высшего звена. Газеты, телевидение, интервью, съемки... И почти всегда за скобками успеха остаются первые тренеры, те, кто нашел талант и дал ему первую огранку. А ведь это тоже колоссально важно. Любой человек честолюбив, а доброе слово, как известно, и кошке приятно. В Министерстве спорта есть какой–нибудь конкурс на определение лучшего детского тренера года, призы?

А.Д.: Да, конечно. У нас проводится специальный смотр–конкурс и определяются лучшие детские тренеры. Они получают премии.

А.Б.: И многие федерации, знаю, тоже подводят подобные итоги, отмечают лучших специалистов, поощряют их.

— Михаил, а что у вас в пятиборье? Скоро финал Кубка мира в Ратомке.

М.П.: Пятиборье в Беларуси развивается в четырех регионах: Минск, Минская, Гомельская и Могилевская области. Анализируя все четыре региона, могу сказать, что в Гомельской области работают 6 тренеров и 79 спортсменов, в Могилевской — 14 и 226, в Минской — 5 тренеров и 18 спортсменов. Это по всем направлениям — от низшего до высшего звена. Плюс в Минске под крылом федерации мы готовим и набираем детишек. Воспитание резерва, на мой взгляд, держится на трех столпах: инфраструктура, тренерские кадры, инвентарь и оборудование. Кадры — большая проблема. Для нас — особенно, ведь тренера по пятиборью как такового нет, здесь нужны комплексные знания. Активно ищем варианты улучшения работы с резервом, чтобы количество переходило в качество. Могилевская область стала давать результат. Есть один бриллиантик родом оттуда, который вполне способен попасть на Олимпийские игры в Бразилии. На сегодня у нас уже есть довольно развитая инфраструктура. Пришел черед поднимать тренерское образование, здесь нам есть куда расти. И именно в этом я вижу большую перспективу роста. Здесь уже говорил по поводу звоночков из Украины. Нам тоже звонили. Предлагали атлетов. Мы думали. Но решили так: лучше заинтересуем за рубежом (в той же Украине) талантливого или опытного тренера, создадим условия для работы. А атлетов пусть готовит наших, белорусских.

— Пятиборье, вообще, своеобразный вид спорт. Это не борьба и не бег, тут еще ребенку и рассказать нужно, что сие за чудо и с чем его едят. Уверен, спроси на улице у молодежи, какие виды спорта входят в программу пятиборья, девять из десяти не ответят.

М.П.: Есть такая проблема. И не только у нас. Вопрос популяризации и пропаганды вида спорта должны решать федерации, а не министерство. Орган госуправления — это немножко другое, а федерация — общественное учреждение, которое призвано развивать вид спорта! Заниматься маркетингом. Создавать условия. Да, на это нужны средства, но их нужно изыскать и направить в необходимое русло. В пятиборье для «раскрутки» вида мы стали проводить на территории страны крупнейшие соревнования. Раньше этого не было. В 2013 году у нас прошел чемпионат мира среди юношей. В 2014–м — среди юниоров. В 2015–м состоится финал Кубка мира среди взрослых, на котором будут разыграны олимпийские лицензии. И пятиборье становится популярнее. После каждых подобных стартов в федерации раздаются звонки, дети и родители интересуются: как записаться, куда пойти заниматься? И это — большое дело.

А.Б.: В продолжение темы: и после каждого турнира на призы Александра Медведя наблюдается просто вал детишек в секциях по вольной борьбе! Заметьте, в Беларуси вообще с каждым годом проходит все больше самых престижных мировых соревнований. И нам вряд ли доверили бы их проведение, если бы авторитет нашей страны в мировом спорте не был столь высок.

— Лично у меня разговор оставляет впечатление легкого, умеренного оптимизма. Есть проблемы, но понимание пути развития и совершенствования, как говорится, налицо.


Фото Александра РУЖЕЧКА

А.Д.: Есть условия. Есть возможности. Нужно только работать. Есть хороший пример, который мы уже затронули: такие федерации, как карате, таиландский бокс. Это идеология! Тренер там сам, на своих плечах держит все. Он в своем клубе и учитель, и администратор, и менеджер. Наставник — как пастырь, ведет людей в свой храм. В моем понимании каждая спортивная школа должна быть именно храмом. И чем больше там «паствы», тем мощнее вера и в идеалы спорта. Нужно искать таких фанатов. Нужно укрепляться. В регионах должны работать с кадрами, должна быть преемственность. А иначе как? Один мой товарищ по спорту как–то сказал после окончания ИФК: я все ходил, ходил в этот институт, ждал: ну когда же меня научат тренировать? И только когда выпустился, он понял, что учиться нужно самому. К знаниям нужно стремиться, но база должна быть заложена. Как и возможность для самореализации. А у нас — классическая система образования и она везде одинаковая: что в спорте, что в сельском хозяйстве, что в машиностроении. Мы стараемся ее переломать, приблизить к практической составляющей. Идеология, патриотизм, пропаганда — это не громкие слова, а составляющая работы любого тренера. Он — педагог, воспитатель, а не просто «беги–бросай». И еще! О физическом воспитании в системе образования. В 1 — 2–х классах общеобразовательных школ кто уроки физкультуры проводит? Классный руководитель! А какие у них базовые знания в этой области? А потом дети бегать не умеют. Здесь мы тоже много теряем. Или еще один пример. Насколько заинтересован школьный учитель физкультуры в том, чтобы способные детишки из его классов попали в спортивные секции? Думаю, что вообще не заинтересован. А в ГДР между тем была выработана система. Там даже регулировщик на улице, перед которым за день проходили тысячи людей, увидев высокорослого парня, записывал его данные и передавал тренеру по баскетболу, легкой атлетике и так далее. А ему за это — бонус. Почему не создать такие условия для физкультурника? Своего рода это должен быть тренер–селекционер. По–хорошему именно он должен передавать в детские спортшколы лучших учеников, а не тренеры обивать пороги школ.

Г.Т.: Я недавно интервью читал. Семья эмигрировала в Скандинавию. Не помню, то ли в Норвегию, то ли в Швецию. Глава семьи рассказывал, как его дети адаптировались в местной общеобразовательной системе. Так вот, что касается точных наук, то они были буквально за год на уровне лидеров класса. По гуманитарным наукам тоже быстро подтянулись. Сложнее всего далась физкультура! Дети достигли уровня своих сверстников только на третий–четвертый год обучения! Этот провал очень ощутим. Возможно, он связан с тем, что в наших школах в свое время резко обрубили третий урок физкультуры, оставив на неделе только два. А этого катастрофически мало. В той же Скандинавии физкультура — каждый день...

s_kanasyts@sb.by

Советская Белоруссия № 104 (24734). Четверг, 4 июня 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter