Виктор Сокол о минском "Динамо" и не только

Рожденный летать

Виктор Сокол о минском "Динамо", Малофееве и других
Дело было в 1978 году, когда Виктор Сокол только–только знакомился с методиками Эдуарда Васильевича Малофеева в Бресте. Отпахав за двоих на утренней тренировке и пообедав, крайне вымотанный нападающий уснул на своей кровати в общежитии, кажется, еще до того, как голова коснулась подушки. Но и тогда игра его не оставила: причудился мяч, по которому будто бы надо было ударить с лету. Виктор и ударил. В стену. Так, что потом еще несколько недель ходил с ногтем синего динамовского цвета. Внимания и на более болезненные травмы, которых за карьеру набралось немало, он, впрочем, никогда не обращал. Потому что это всего лишь эпизоды, а футбол всегда был — и остается сейчас — его жизнью.


Виктору Соколу 5 декабря исполнилось 60. Но он по–прежнему шнурует бутсы и садиться на футбольную диету, по крайней мере, в ближайшей перспективе не собирается. Мы встретились с ним в крытом манеже — перед очередным ветеранским матчем. В год нападающий проводит десяток–полтора таких. Да и постоянно тренироваться не забывает. Порой побаливают колени и беспокоит спина, однако Виктор Петрович привык не обращать на это внимания.

В детстве Витя с друзьями после школы, разумеется, пропадал на улице. Каток сами себе заливали, в высоту прыгали с шестом и без, да и много всяких других развлечений организовывали. Но футбол в списке всевозможных занятий находился на особо привилегированном положении. В частном секторе, где жили, хороших площадок для игры не было. Однако кого же это останавливало? Чтобы погонять мяч, использовали буквально любое более–менее пригодное место. Даже на дороге играли, унося в сторону самодельные воротики и устраивая импровизированные тайм–ауты, когда проезжали машины.

Виктору Соколу всю жизнь фартило с футбольными учителями. В ФШМ с ним занимался гуру тренерского цеха Дмитрий Матвеев. В Бресте рассмотрел Эдуард Малофеев. В Минске помогали раскрывать лучшие качества он же и Вениамин Арзамасцев... Впрочем, не проявляй нападающий постоянного усердия, только лишь хороших тренеров для звонкой карьеры не хватило бы.

Кривая судьбы, природное упорство и стремление все выполнять на совесть, наверное, могли сделать так, что сейчас мы говорили бы о Викторе Соколе как о прекрасном хоккейном мастере: в юношестве играл — и здорово! — в хоккей за минский «Спутник» в одной тройке с Сергеем Шитковским и Владимиром Пигулевским. Или как о прилежном рабочем: семья была не особо зажиточная, поэтому Виктор буквально сразу после школы устроился на завод фрезеровщиком, а после армии еще какое–то время трудился слесарем. Или как об образцовом военном: в ракетных войсках тактического назначения под Дрезденом, где довелось служить, он был на хорошем счету. Но Сокол стал отличным футболистом. И, значит, так было нужно.


На первых порах, когда только начали привлекать в дубль минского «Динамо», известный выдумщик Юрий Пудышев за некоторое сходство с нападающим Геннадием Еврюжихиным (по полю оба летали истребителями) дал Соколу прозвище Еврюжиха. Но оно не очень прижилось. Наверное, потому, что Виктор был по–своему неповторим.

По итогам чемпионата СССР–1982, в ходе которого Сокол провел за основу «Динамо» всего две игры, он не получил золотую медаль. Но когда вместе с другими динамовцами ходил после того сезона к работягам на фабрики, заводы и к зэкам в колонию, кажется, его уже узнавали. Что уж говорить о последующих годах, когда Виктор стал одним из ключевых игроков минской команды!

Жены динамовцев подсчитали, что где–то 285 дней в году их мужья проводили на выезде или в Стайках. Тренировались на износ: на сборах было по три занятия в день, в недельном цикле между играми — по два. Играть старались так, чтобы, как говорил на одной из своих шедевральных установок Эдуард Малофеев, болельщики видели, что футболисты вырывают из груди сердце. Тащить эту ношу нелегко. Но желания бросить ее у Виктора Сокола никогда не возникало. И славно. Он внес заметный вклад в то, что в 1983 году «Динамо» выиграло «бронзу» союзного первенства. Стал лучшим бомбардиром Кубка европейских чемпионов 1983/84. За все время наколотил около полусотни голов в высшей лиге чемпионатов СССР...

1984 год. 1/16 Кубка УЕФА. Игровой момент матча против лиссабонского "Спортинга".

Огромная динамовская страница его биографии исписана яркими событиями вдоль и поперек, но некоторые из них, конечно, запали в память особенно глубоко. К таковым, например, относятся еврокубковые матчи и товарищеские выезды за рубеж. Одним из них оказалась поездка в США, которой центральный совет «Динамо» поощрил минскую команду в 1983 году. Перед вылетом инструктировали, как прожженных разведчиков, ходить наказывали исключительно группами. Но на практике за океаном в свободное время футболисты по большей части были предоставлены сами себе. Напряженная политическая обстановка свой отпечаток на то турне, впрочем, все равно наложила. На следующий день после первого матча, когда игроки «Динамо» поменялись футболками со своими соперниками, американские газеты стреляли пулеметными очередями критики: мол, динамовцы играют в форме, с которой от пота сходит краска. Людей на трибунах собиралось пруд пруди. А перед встречей со сборной США в Сент–Луисе по телевидению даже выступал американский президент. Складывалась та игра, кстати говоря, чрезвычайно тяжело. Динамовцы проигрывали в счете, но в самой концовке судья–американец назначил пенальти в ворота своих соотечественников. Стадион превратился в разворошенный медведем улей. Усталость висела на ногах пудовыми гирями. Но Виктор Сокол хладнокровно реализовал одиннадцатиметровый, бахнув в девятку — 2:2.

В 1983–м после гостевой ничьей с «Грассхоппером», которая вкупе с минимальной домашней победой вывела в следующий раунд Кубка европейских чемпионов «Динамо», автобус с командой окружила и пыталась взять приступом группа молодчиков в кожаных куртках. В 1984–м динамовцев перед матчем со «Спортингом» в Лиссабоне с трибун забросали яблоками. А сколько всего довелось увидеть во время игр в Закавказье! Виктор Сокол, впрочем, к судейскому прихвату и выходкам фанатов всегда относился спокойно. Он концентрировался на том, чтобы играть и забивать. И на радость поклонников «Динамо» делал это исправно.

Эдуард Малофеев однажды вызвал в олимпийскую сборную СССР, за которую Виктор сыграл против команды Чехословакии, но больше не приглашал. Валерий Лобановский хотел включить Сокола в состав главной команды Союза на один из топ–турниров, но вышла заминка с оформлением документов, и в итоге Сокол никуда не полетел. После того как в 1/8 финала Кубка европейских чемпионов 1983/84 он пленил пятью голами в двух матчах венгерскую команду «Раба ЭТО», его хотели заманить в Дьер, но руководство «Динамо» посчитало, что такой бомбардир нужен самим, и о предметном интересе со стороны венгров форварду (вот были времена!) даже не обмолвилось. Таких «но» по ходу игровой карьеры Виктора Сокола набралось немало. Однако он ни о чем не жалеет. Не в его характере.

С самого начала заспорилось дело и на тренерском поприще. Будучи главным тренером «Динамо–93» всего пару лет, он успел привести эту команду к победе в Кубке страны, двум «бронзам» чемпионатов. Но потом как–то исчез с радаров. Сам Виктор Петрович, впрочем, к этому относится с буддистским спокойствием, улыбается: «Евгению Хвастовичу, видимо, не понравилось, что «Динамо–93» было серьезным конкурентом главной команде, и меня немного задвинули».

Позже в разное время в его трудовой книжке еще появились записи о работе со взрослыми, но все же в основном Виктор Сокол сосредоточился на подготовке смены, что зазорным не считает: «Не мое это, по всей видимости, с профессионалами работать. С нашими футболистами надо построже, а я мягкий по натуре».

А еще в его характеристику непременно следует добавить — добрый, интеллигентный, скромный и очень порядочный. Сейчас Виктор Сокол состоит в комитете по этике федерации футбола в должности офицера честности. Посещает стадионы, смотрит, оценивает характер борьбы. И, кажется, более подходящего человека для этих обязанностей подобрать было трудно.


Советская Белоруссия № 4 (24634). Суббота, 10 января 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter