Репортаж. Спортивная медицина изнутри

Назло рекордам: секс, кариес, алкоголь

«СБ» продолжает серию публикаций, посвященных спортивной медицине
Фото  Артура  ПРУПАСАБез них невозможны победы и немыслим современный спорт вообще. Они — невидимые дирижеры рекордов, серые кардиналы большой игры. Их роль не выпячивается, а часто и вовсе остается незамеченной. И тем не менее без хорошей медицинской поддержки, без грамотного врача и сплоченной бригады профессиональных медиков сегодня недееспособен ни один клуб и ни одна команда в любом из видов спорта. «СБ» продолжает серию публикаций, посвященных спортивной медицине. Сегодня у нас в гостях один из самых известных спортивных докторов страны, глава РНПЦ (республиканский научно–практический центр) спорта Геннадий Загородный, который имеет за плечами колоссальный опыт работы в сфере спорта, и его коллега Павел Гончаренко. Он, несмотря на молодость (ему — 30), тоже не лыком шит: не первый год является тренером–врачом в нашем лучшем футбольном клубе — БАТЭ.



— Какова основная задача спортивного врача? Ведь специфика здесь совершенно другая, чем на гражданке.

— Задач множество, и они все важны, ведь в спорте, а особенно в спорте высоких достижений, мелочей не бывает. Назовем лишь некоторые: проведение врачебно–педагогического контроля за спортсменами, профилактика травм и заболеваний, лечение возникших патологий, организация и контроль питания, медикаментозная поддержка. Вместе с тренерским штабом спортивный врач вносит коррективы в тренировочный процесс. Особенно нужно отметить, что доктор в команде — это еще и психолог, а для молодых дарований — почти отец. Ведь команда — это семья! И врачу в команде всегда приходится балансировать между тренером и спортсменом.

Фото  РЕЙТЕР
Фото  РЕЙТЕР.

— А вот скажите, сильно ли разнятся функции и специфика работы гандбольного и футбольного докторов, хоккейного или, скажем, врача в сборной по художественной гимнастике?

— Особенности врачебной работы в разных видах спорта обусловлены спортивным травматизмом и степенью функциональной диагностики.

— А можно еще раз, только на понятном языке?

— В циклических видах спорта, например, важно динамическое наблюдение за «функцией». В игровых — профилактика и лечение травм. Плюс психологическая поддержка. Но при этом биомеханические, физиологические, анатомические законы будут едины. Конечно, со своей спецификой. Но в любом случае основным объектом является живой человек, а не какой–то формуляр под названием «спортсмен».

— Такой вопрос, мне кажется, животрепещущий. Футболисты старой закалки любят говорить, что, мол, мы могли с вечера пить и пить, а на следующий день спокойно играть и тренироваться. Это возможно?

— Мы отрицательно относимся к избыточному потреблению алкоголя взрослыми спортсменами. Про подростков тут вообще нет смысла говорить. Спортсмен может, скажем, употребить бутылочку пива или 200 граммов сухого вина за ужином после матча, но культура пития не всегда позволяет вовремя сказать себе «стоп». В пиве, к примеру, содержатся витамины группы В, а в сухом вине — антиоксиданты. Однако для получения суточной потребности указанных элементов потребуются значительные объемы, что приведет к потере жидкости и токсическому влиянию алкоголя на организм. А частый прием алкоголя будет нести вред для любого человека, а для спортсмена — в особенности. Будут наблюдаться только негативные последствия как на биохимическом, так и на психологическом уровнях, а это обязательно скажется на спортивных результатах. И говорить, что кто–то мог выпить больше, а кто–то меньше, — это попахивает каким–то странным соревнованием и как минимум некорректно. Хвалиться надо чемпионскими кубками и медалями, а не литрами.

Павел Гончаренко.
Павел Гончаренко. Фото  пресс-службы  БАТЭ.

— В продолжение темы «были люди в наше время, не то, что нынешнее племя» и «выпить, а потом отпахать». «Старики» говорят, что нынешние молодые спортсмены после бурных возлияний на утро с кровати встать не могут. Раньше действительно организмы крепче были или это пустое бахвальство?

— Мы как–то дискутировали с нашими весьма опытными коллегами, почему старшее поколение так любит гордиться выпитыми литрами? И знаете к какому выводу пришли? Ведь алкоголь можно рассматривать как своего рода неспецифическое средство отбора в спорте: если есть силы принять дозу вечером и отработать весь объем тренировки на следующий день, то, наверное, здоровье есть! Только вот незадача, а куда потом деваться после 40 — 50 лет? Спросите, как себя чувствуют те, кто хвастался своими возлияниями? Хотя надо признать, закалка сейчас не та. И кроме того: какие варианты снятия стресса были 20 — 40 лет назад? Это сейчас — интернет, доступ к видео, книгам, музыке... А раньше алкоголь выполнял функцию Кашпировского. Хотя некоторые стали его слишком последовательными адептами. Помните хоккеиста Сергея Гурина из фильма «Москва слезам не верит»? Это печальная история, но таких, увы, немало в реальной жизни.

— А как определить, что игрок накануне пил?

— Проверить, употреблял ли накануне спортсмен алкоголь, можно с помощью алкотестера или взяв кровь на анализ. Однако, считаем, это глупость. Настоящая работа тренера и спортсмена подразумевает доверие и уважение, а не «бинокль в кустах».

— Как говорил герой фильма «Покровские ворота»: «А кто не пьет, покажи?!» Есть такая проблема в нашем спорте?

— Да, такая проблема есть. И не только в нашем спорте, но, что там греха таить, и в стране. Но среди спортсменов, особенно высококвалифицированных, она стоит не особенно остро. Ведь человек, который достиг чего–то в спорте и хочет развиваться дальше, никогда не позволит себе злоупотреблять алкоголем. В БАТЭ, например, такие прецеденты настолько редки, что говорить о них не приходится.

— Используют ли спортивные доктора в своей практике средства народной медицины? Может быть, китайской — иглоукалывание, например. Знаю, в сборной Беларуси по легкой атлетике одно время работал доктор Ли Жуи. Его методы пользовались среди спортсменов популярностью.

— Медицина есть официальная и неофициальная. Отличие — в ответственности того, кто назначает лекарственное средство. Да, некоторым средствам и методам пока официальная медицина не дала объяснения или не доказала их эффективность, но это не означает, что они не работают и не дают клинического эффекта. Но если одна бабка сделала примочку, а у пациента отвалились почки, то это уже не народная медицина, а средневековье. Что касаемо иглоукалывания, мануальной терапии, кинезиотейпинга, гомеопатии — это не народная, а вполне официальная медицина. Ведь люди разные, кому–то поможет таблетка, кому–то иголка, а кому–то обыкновенный массаж. Оценить их значимость зачастую бывает очень сложно. Препараты и методы должны подбираться и применяться индивидуально, контролируемо. Вот применение человеком ветеринарных препаратов или «чудосредств», распространяемых сетевым маркетингом, малаховоподобные рецепты — это глупость, помноженная на невежество потребителя. Почему вы ребенка не обучаете письму средневековыми методами (воспитательными пытками) или не танцуете с бубном при ангине, а вызываете на дом врача?

— От первой помощи спортивного врача многое зависит?

— Конечно, правильно оказанная первая помощь зачастую очень сильно влияет на течение травмы, значительно сокращает сроки нетрудоспособности, сохраняет статус спортсмена, повышает его стоимость. Более того, есть очень много случаев спасения спортивными врачами жизни и здоровья спортсменов! И если сравнивать отношение к собственному здоровью представителей, скажем, сегодняшней футбольной сборной и игроков состава 2000 года, то отношение к себе нынешнего поколения стало намного более правильным.

— Бывает, что в команде вдруг случается обилие травм, которые игроки получают на тренировках и в играх. Это вина врача или тренера, который плохо распределяет нагрузки?

— Не нужно переоценивать роль медицины в подготовке спортсменов. Да, она важна, но к ней можно отнести не более 10 — 15 процентов в общей массе факторов. Наибольший вес, конечно, принадлежит тренировочному процессу, и соответственно все позитивные и негативные изменения в организме спортсмена также более всего связаны с распределением нагрузок. Роль врача — постараться донести информацию о состоянии здоровья с учетом этапа подготовки спортсмена, помочь тренеру оптимизировать тренировку. Нельзя, к примеру, одинаково подходить к одной и той же травме, если у вас товарищеская игра в начале сезона и ответственный отборочный матч. Необходимо учитывать и то, что кроме внутренних факторов травматизации, есть еще внешние: грубая игра, плохое состояние игровой площадки и экипировки и так далее. Да и вообще делить травмы на врачебные и тренерские некорректно. Другое дело, что врач иногда не может (или не хочет) донести правильно информацию о спортсмене. Или атлет рвется в бой, а потом ломается. И начинается: вот, доктор, ты меня недолечил, это «твоя» травма... А ведь есть минимальные сроки допуска к занятиям после травм. Природу не обманешь, если надо для ПКС (передняя крестообразная связка. — Прим. авт.) 7 — 9 месяцев, то вынь их да положь! Что говорить, неприятно, когда тренер ищет причины неудач в работе врача, питании, погоде и тому подобном. Просто вспомните и сопоставьте: сколько раз многие наши тренеры в случае своего успеха в прессе говорили позитивно о своем штате и условиях тренировки и сколько раз искали причину провала вне себя.

— Какой оптимальный вид и численность должна иметь медицинская бригада в профессиональном футбольном клубе?

— Врач, мануалист, 2 — 3 массажиста и реабилитолог. Хотя в ряде команд количество работников, отвечающих за здоровье футболистов, может достигать и 15 — 17 человек. Кстати, в хоккее медбригады всегда малые — 3 — 4 человека. Так и в Канаде, и в США. Особое внимание за рубежом уделяется разминке, подготовке, физиотерапии.

— В профессиональных клубах, таких, к примеру, как «Реал», «Милан» или «Барселона», спортсмены проходят такой медицинский осмотр, будто их в космос собираются запускать. Не допустят к игре, даже если найдут кариес, пока его не удалят. А как у нас?

— В Европе спортсмен проходит полноценный медосмотр лишь на этапе подписания контракта. И хорошо, если это происходит в 14 — 15 лет. У нас же в стране действует система диспансерного наблюдения за юными спортсменами с первых дней спортивной подготовки. Дети 2 раза в год проходят осмотры, получают рекомендации, дополнительные обследования. Некоторым приходится преграждать дорогу в большой спорт из–за имеющихся патологий. Так, по итогам 2014 года в стране почти 500 человек были не допущены к занятиям спортом. Ты можешь не стать великим спортсменом, но ты должен быть здоровым гражданином — это наша политика! Основные патологии — заболевания сердца, артериальная гипертензия, нарушение зрения. Со спортивным стажем увеличивается доля патологии опорно–двигательного аппарата.

— Хорошо. Но мне непонятно, как кариес может повлиять на игру?

— Все органы, системы, клетки в организме связаны друг с другом теснее, чем мы привыкли думать. И соответственно проблемы в любой части прямым или косвенным образом отражаются на всех остальных. Скажем больше: часто многообразие болезней течет как лавина. Один маленький пусковой элемент вызывает множественные патологии, которые скатываются в плотный клубок, и размотать его бывает очень непросто. А такая, казалось бы, ерунда, как кариес, может очень сильно влиять на иммунитет, мышцы и соответственно на вероятность травм и спортивные результаты. Кроме того, состояние зубов — интегральная оценка здоровья всего организма. Нами было проведено исследование по количеству проблемных зубов у спортсменов разной квалификации в хоккее и футболе. Вывод однозначный: чем ниже квалификация игрока, тем хуже состояние зубов. Что, скажите, может наиграть спортсмен с семью кариозными зубами и пятью пломбами?

— Как говорил удивленный Шура Балаганов: прямо чудеса! Тогда такой поворот — секс! Врачи рекомендуют заниматься им до выхода на старт или нет?

— Вопрос влияния секса на результат сугубо индивидуален, но регулярный секс полезен всегда. А если серьезно, то предстартовый секс более актуален для женщин, он может очень сильно увеличивать их возможности.

— Вот оно что! Не зря, значит, говорили, что в сборной ГДР по плаванию был даже специальный тренер–врач, в функции которого входили занятия сексом со спортсменками накануне старта.

— Известно официально, что на Олимпиаду в Сеуле со сборной ГДР приехало уж очень много массажистов.

— Можно сказать, что сегодня Беларусь испытывает бум на красивое тело? Все больше людей ходит в тренажерные залы, делают «кубики» пресса на животе, фотографируют и на зависть другим выкладывают фото в социальных сетях. Это тренд?

— Мировая тенденция. В последнее время эффектное, красивое тело — это модно. В нашей стране эту тенденцию вполне можно рассматривать как позитивный итог проводимой государством активной пропаганды спорта и физкультуры. Можно сказать больше: очень хорошо, что люди начинают стремиться сами заботиться о своем здоровье и не ждут, когда их возьмут за ручку и начнут умолять сходить в тренажерный зал, пробежаться или показаться врачу. Ведь 9 человек из 10 на вопрос о главном приоритете в жизни ответят: здоровье! Однако заботиться о себе хотят лишь единицы. Надеемся, что это представление будет меняться. Важно помнить и понимать, что человек сам творец своей судьбы, своего тела и души.

— Скажите, а вот эта груда мышц, которую наращивают себе профессиональные бодибилдеры, она после окончания активных тренировок что из себя будет представлять? Эти мышцы реальные вообще или «дутые», не дающие настоящей силы?

— Укрепить и нарастить мышечный массив без применения химии возможно, но лишь в небольших объемах. Естественный человеческий ресурс не слишком велик. У каждого есть физиологический предел, перешагнуть который очень и очень сложно. Если вообще возможно. Для этого и используются анаболические препараты. Если вы думаете, что груды мышц у всевозможных обладателей титулов «Мистер Олимпия» «раскачаны» на витамине С и обезжиренном твороге, то вы очень и очень заблуждаетесь. Стоимость годовых курсов у таких «мистеров» оценивается в многие тысячи евро. Но ведь, кроме мышц, у «качков» есть еще и внутренние органы. И патологоанатомы будут здесь более содержательными собеседниками.

— А насколько процентов вообще организм усваивает фармакологию? И куда уходит остальное? Оседает в почках, печени, селезенке? Влияют ли на мужское здоровье препараты для накачки мышц в плане потенции? А на женское в плане потомства?

— Длительные стероидные курсы в целом негативно влияют на ряд функций, в том числе и на репродуктивную. Особенно у женщин. Вплоть до развития нейроэндокринных катастроф. В начале курса мужчины чувствуют значительный подъем либидо, силы и уверенности, но при дальнейшем приеме, требующем увеличения дозы, появляются проблемы, тяжесть которых значительно усиливается после завершения курса. Назначение любых фармакологических препаратов дело очень тонкое и сугубо индивидуальное. И, конечно, многие лекарства и БАДы оставляют след в нашем иммунитете, печени и почках, поэтому их применение необходимо свести к минимуму.

— Витаминные комплексы в обычном их, аптечном варианте, насколько они полезны? Или это миф, а лучше овощи и фрукты?

— Качественные препараты витаминов и минералов в хороших дозах — это единственное средство восполнения недостатка этих веществ. Такие препараты могут помочь не только избавиться от болезней, но и вернуть утраченное здоровье. Проблема в том, что витаминов и минералов очень много и не все из них сочетаются друг с другом, некоторые при приеме вместе дают совершенно не тот результат, что по отдельности. Ведь можно было собрать все витамины, все минералы, слепить из них большую таблетку — и все были бы здоровыми! Но так не получается. Не существует универсальных рецептов, действие и возможности витаминов и минералов гораздо разнообразнее, чем мы привыкли думать. Однако если выбирать между искусственными и натуральными продуктами, то мы голосуем двумя руками за натуральные. Беда в том, что качественный состав современных фруктов и овощей в разы ниже, чем было даже 100 лет назад. Все знают о нитратах, пестицидах и еще бог знает о какой гадости. Поэтому применение химически воссозданных витаминов и минералов для современного человека жизненно необходимо. Если же говорить о спорте, то стоит отметить: Беларусь является геохимической провинцией по целому ряду микронутриентов, что соответственно обязывает спортсменов высокого уровня принимать БАДы. Мы стараемся приобретать их только у проверенных источников и в аптеке, а не на базаре. Внимание — на наличие сертификатов, обязательный безналичный расчет, имя бренда. В нашей стране антидопинговый сертификат белорусской антидопинговой лаборатории имеют только БАДы компании «Супхерб». В целом же важно воспитание спортсмена. Спорт — это не расширенный урок физкультуры, не просто пришел — ушел, нравится — не нравится, а профессиональная деятельность, которая начинается иногда до школьного обучения. Соответственно требования, отношение к себе и тренировкам должны быть профессиональными. Обеспечить их — основная задача родителей молодого дарования.

s_kanashyts@sb.by

Советская Белоруссия № 19 (24649). Суббота, 31 января 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter