Мат из экономии

Шахматный мир Борисова в большом беспокойстве. Пожар недовольства вспыхнул после того...
Шахматный мир Борисова в большом беспокойстве. Пожар недовольства вспыхнул после того, как областные власти постановили закрыть отделение шахмат в Борисовской ДЮСШ № 1. Родители ребят, которые раньше здесь занимались, в ответ сделали ход конем, послав коллективное письмо во многие инстанции. В том числе и в нашу газету. Чтобы разобраться в конфликтной ситуации, корреспонденты «СБ» отправились в Борисов.

Анатомия проблемы

Директор ДЮСШ № 1 Борисова Николай Занимонец, проведший для нас небольшую экскурсию по своей вотчине, одновременно и раздражен, и раздосадован.

— Сколько уже было в нашем спорте хороших начинаний, которые похоронили на этапе реализации! И то же делают сейчас с оптимизацией. На словах все вроде правильно — про то, что нужно экономить, а на деле вся эта экономия сводится к формализму. Вместо того чтобы реально думать о развитии видов спорта, чиновники борются лишь за сохранение своих должностей и зарплат. И при этом для отчетности — мол, мы что–то делаем — закрывают виды. Ладно, если бы это касалось тех, которые действительно существуют лишь на бумаге. Так нет же — закрывают востребованное. В прошлом учебном году в нашей школе занимались 460 учащихся, из них шахматами — около 120. У нас существовал спрос на них, была даже платная группа. Зарабатывали. И кому это оказалось интересным? Недавнюю аттестацию школы провели так, что просто неудобно... Никто даже не посмотрел документы, не узнал, какие результаты показывают наши воспитанники, как работают три наших шахматных тренера. Нас просто поставили перед фактом, что отделения больше нет.

В Минском облисполкоме говорят: шахматы в дальнейшем можно будет развивать при местном центре детей и молодежи «Уникум». Однако Николай Занимонец относится к этой идее с нескрываемым скептицизмом. «Во–первых, у детей там не будет нормального соревновательного календаря, какой есть сейчас. И, во–вторых, я очень сомневаюсь, что наши тренеры пойдут туда работать. У них и так зарплаты небольшие: два — два с половиной миллиона рублей. Если же они возьмутся вести шахматный кружок, то еще больше потеряют».



В шахматах есть такое понятие, как «вилка». Проще говоря, это когда две фигуры игрока находятся под боем и ему надо определить, какую из них принести в жертву, а какую — спасти. В подобной ситуации сегодня оказались и шахматные тренеры в Борисове. С одной стороны, они, конечно, хотят и дальше двигать вид спорта вперед. С другой — голый энтузиазм на хлеб, как известно, не намажешь, а потому специалисты волей–неволей задумываются о том, что делать дальше...

Движение сопротивления

Впрочем, родители воспитанников детско–юношеской спортивной школы № 1 настроены решительно и еще надеются, что спортивные чиновники переиграют всю партию. Вскоре после того, как стало известно о закрытии отделения шахмат, около 50 человек подписались под жалобой, направленной в Министерство спорта, облисполком и прессу. А сейчас многие из них даже готовы пойти и на такие радикальные меры, как обращение в суд. Марина Ковальчук — одна из них:

— Мало того что из Минспорта и Миноблисполкома никто не приехал в Борисов, чтобы разобраться в проблеме. Хотя бы банальной отписки на наше коллективное письмо мы пока не дождались. Я готовила ребенка в спорт (водила его на тренировки три раза в неделю, платила за обучение 90 тысяч в месяц), а сейчас мне предлагают, чтобы мой сын занимался в каком–то там кружке. Иначе как вредительством то, что сейчас делают с шахматами в Борисове, я назвать не могу. И это позиция не только моя, но и многих других родителей, дети которых тренировались в ДЮСШ № 1. Юридические основания для закрытия отделения шахмат вызывают вопросы. Так что если нам не пойдут навстречу, почти наверняка подадим коллективный иск в суд. Мы не требуем суперсовременных условий для наших детей. Просто хотим, чтобы им позволили тренироваться, как и раньше.

«Как и раньше», кстати, — это более чем скромно. Отделение шахмат ДЮСШ № 1 помещалось не в коридоре управления коннозаводством, как это было в случае с шахсекцией, описанной у Ильфа и Петрова. Однако похвастать условиями ей тяжело. Небольшая комнатушка шесть на четыре метра, доска, несколько парт, шкаф, хранящий методическую литературу, стенд с фотографиями знаменитых гроссмейстеров. Вот, пожалуй, и все, что было (и пока остается, но надолго ли?) под крышей ДЮСШ № 1 специально для шахмат. Впрочем, шахматные тренеры уже давно привыкли проводить свои занятия не только в стенах ДЮСШ №1, но и в обычных общеобразовательных школах. На стесненность они не жалуются. Куда больше их волнует решение вывести отделение шахмат из–под крыла спортивной школы.

Международный мастер по шахматам Роман Лаврецкий, тренировавший многих известных игроков (Анастасию Зезюлькину, Евгения Подольченко, Кирилла Ступака) и проработавший тренером в Борисове более 10 лет, негодует:

— Отделению шахмат в Борисове — 40 лет. За эти годы подготовлено немало классных спортсменов, которые выигрывали чемпионаты страны, представляли Беларусь на международных соревнованиях. Если бы нас закрыли из–за того, что просто некому было бы тут работать, как это несколько лет назад случилось в Крупках, Солигорске, Смолевичах, вопросов бы не возникло. А так тренеры хотят трудиться, учащихся около 120... Почва для того, чтобы развивать вид в городе, есть, а ее просто выжигают. Одно дело — готовить профессиональных спортсменов, возить их на турниры, и совсем другое — всеобуч.

Беда не приходит одна

До недавних пор активная работа по развитию шахмат велась только в двух городах Минской области: Борисове и Дзержинске. Они постоянно конкурировали между собой, однако сейчас им делить нечего. Отделение в Дзержинске, как и в Борисове, попало под нож оптимизации. Старший тренер Минской области по шахматам, преподающий этот вид в ДЮСШ Дзержинского района, Сергей Уснич, чтобы донести свою позицию, специально под наш визит сам приехал в Борисов. Он, как и его борисовские коллеги, возмущен до предела:

— Во всех других областях отделения шахмат при спортивных школах оставили, а в Минской — нет. Что, здесь дети менее талантливые? Большие вопросы вызывает то, насколько все это вообще юридически законно. Согласно положению об аттестации и аккредитации спортивных школ, каждая из них может получить мандат на деятельность сроком на 4 года. При наличии же каких–то замечаний — на один год условно, за который недочеты должны быть исправлены. И теперь возьмите создавшуюся ситуацию. Главный показатель успешности работы школы: передача воспитанников в высшее звено... И в Дзержинске, и в Борисове с этим справлялись прекрасно. А нас вот так «отблагодарили»...

— Говорят, что закрытие отделений шахмат в Борисове и Дзержинске связано с необходимостью экономить...

— Да смешно слушать! Какие уже там затраты на наш вид! Были бы стол, стул, доска, минимальная методическая литература и желание играть. Я когда начал развивать шахматы в Дзержинске в 1996 году, закупил 30 досок, 30 часов — и с тех пор только иногда их меняю. Вид очень демократичный и не требует больших капиталовложений.

...Недалеко от ДЮСШ № 1 Борисова недавно открыли два казино. А комнатку, куда дети раньше приходили заниматься шахматами, по словам Николая Занимонца, с нового учебного года, скорее всего, придется использовать как гардеробную. Такой вот детский мат.

Прямая речь

Начальник отдела спорта, туризма и организационной работы управления спорта и туризма Минского облисполкома Николай Лубяной:

— В прошлом году на олимпийском собрании говорилось, что нужно пересмотреть список культивируемых у нас видов спорта, расставить приоритеты. Весной с этой целью в области проводилась аттестация спортивных школ и параллельно оптимизация их деятельности. В каждую без исключения школу выезжала комиссия, изучала всю обстановку. И после этого принимались определенные решения по закрытию, слиянию. Раньше в Минской области было 57 спортивных школ, сейчас осталось 53. Шахматы — неолимпийский вид спорта. Во многом поэтому мы пошли на то, чтобы вывести отделения шахмат в Борисове и Дзержинске из системы специализированных учебно–спортивных учреждений. При этом подчеркну: на улицу никто детей и их тренеров не выгоняет. Им просто предложена форма работы в кружках: в Дзержинске при Дворце детского творчества, в Борисове — при центре детей и молодежи «Уникум». Да, тренеры, возможно, где–то потеряют в длительности отпусков, зарплатах. Но реалии таковы, что сейчас нам нужно экономить, и именно от этого мы в первую очередь отталкивались, принимая решения по отделениям шахмат.

Советская Белоруссия №155 (24292). Среда, 21 августа 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter