Конноспортивной школы в СПК "Озеры" Гродненского района больше нет

Кони привередливые

Верховая езда — спорт элитный. Так считалось раньше, так есть и сейчас. В отличие от многих других детских спортивных секций в конноспортивных школах ежегодно проводится не набор, а отбор ребят. Слишком много желающих при весьма ограниченных возможностях. Чтобы приобрести, вырастить и подготовить спортивную лошадь, способную работать с детьми, необходимо вложить немало сил и средств. Перед тем как ребенок впервые вденет ногу в стремя, нужны годы подготовки. Именно поэтому решение руководства СПК «Озеры Гродненского района» закрыть свое конноспортивное отделение прозвучало как гром среди ясного неба.



Конноспортивная школа в деревне Стриевка на территории СПК «Озеры Гродненского района» формально закончила свое существование 3 года назад — раньше это было профсоюзное учреждение, от которого эта организация отказалась. Школы не стало, а конюшня и дети, желающие заниматься верховой ездой, остались. На время содержание лошадей и спортивной секции взял на себя сельскохозяйственный кооператив. Детишки могли приезжать сюда и бесплатно обучаться езде на лошадях. Но недавно руководство хозяйства постановило избавиться от животных и закрыть секцию верховой езды.

Председатель СПК «Озеры Гродненского района» Александр Шишко приводит аргументы в пользу такого решения:

— Вы обязательно отметьте в своей статье, что я не против детей, не против лошадей. Сам лично, еще будучи зоотехником, много лет назад стоял у истоков создания этой школы. Но времена меняются. Сейчас ко мне как к руководителю выдвинуты требования, чтобы с ребятами занимался тренер, имеющий специализированное образование, позволяющее ему работать с детьми. Наша секция была ориентирована на конкур — это преодоление препятствий. Спорт травмоопасный. Не дай бог что–нибудь случится! Тогда сразу возникнут ко мне вопросы: что это у вас за полулегальный кружок? К тому же у нас нет подходящих санитарных условий — детям негде помыться. Нет и крытого манежа. Значит, речь о регулярных тренировках не идет. И проблема не в деньгах, хотя за год это дело нам обошлось в полмиллиарда рублей. А в том, что оставлять все в таком виде, как оно было, неоправданный риск.


Под лошадиные стойла много лет назад был переделан коровник на действующей ферме

По словам руководителя, не было смысла сохранять и лошадей. Спортивные животные требуют постоянных тренировок, а если не будет детей, то заниматься этим становится некому. Александр Шишко заверил: ни одна из лошадей не была продана, что называется, «на мясо». Все нашли новых заботливых хозяев. Трех животных купил Щучинский завод «Автопровод», остальные ушли в частные руки. В основном их собственниками стали родители детей, прикипевших сердцем к своим любимцам.

Нового хозяина, а точнее, хозяйку нашел даже 20–летний жеребец Бодрый. Ею стала жительница деревни Озеры Елена Халевинская. В свое время в детстве она занималась в конноспортивной школе. Девушка не смогла предать старого коня, который помнил ее еще совсем девчонкой и подставлял ей, неопытной наезднице, свою надежную спину:

— Это решение пришло нелегко. Работаю в детском саду, зарплата небольшая. Но появились люди, которые совершенно безвозмездно помогли деньгами. Бывший тренер Светлана Шустер — среди них. Я им очень благодарна. Сейчас Бодрый с еще одной лошадью Драгмой живут на частном подворье, которое осталось нам с мамой от бабушки. Драгму купил отец одной из девочек, занимавшихся в Стриевке. Мы не скучаем. К нам постоянно приезжают дети, учившиеся раньше в конноспортивной секции. В выходные — по 5 — 6 человек, и в будни тоже кто–нибудь да наведается.

Светлана Шустер, которая до недавнего времени тренировала ребят, свой последний рабочий день на конюшне провела 28 марта. Она увлеченно рассказывает о том, как проходили занятия. Когда погода была «невыездная», отсутствие крытого манежа никого не смущало: она рассказывала своим ученикам о видах упряжи, давала азы ветеринарного дела и уроки по теоретической части. За годы существования секции через нее прошли сотни детей. На момент закрытия маленьких наездников насчитывалось 25 — от 10 до 15 лет. В начале учебного года желающих было гораздо больше, но отбирали самых перспективных. О произошедшем, до сих пор больно вспоминать:


Eлена Халевинская – новая хозяйка старика Бодрого. Фото из личного архива.

— Дети приезжали ко мне в Стриевку до самого последнего дня. После этого я там ни разу не была. Не хочу... Это было такое замечательное место, где ребята не только тренировались, но и учились любить животных, ухаживать за ними, заботиться...

Небольшая иллюстрация к этим словам. Еще до закрытия конюшни в СПК «Озеры Гродненского района» мне довелось там побывать. Это было в январе. Признаюсь: место мало походило на элитный конный клуб. Хотя бы потому, что стойла находились в бывшем коровнике на территории действующей молочно–товарной фермы. Но, несмотря на то, что тут содержалось два десятка лошадей, я не почувствовала специфического запаха, свойственного подобным помещениям. Всюду чистота и порядок. На стене у входа — трогательный плакат, где детской рукой выведены поздравления с Новым годом и картинки с изображением лошадей. Ребята поздравили своих питомцев с праздником...

С мамой 12–летней Саши Ниной Бабок мы встретились у нее дома в Гродно. Пока беседовали на кухне, дочка прилипла к компьютеру в соседней комнате, отрываясь от комедийного сериала только для того, чтобы перехватить что–нибудь в холодильнике. В это время мама не могла сдержать эмоций. Конюшню в «Озерах» они выбирали сознательно, после 3 лет обучения в другой конноспортивной школе. И ни на минуту не пожалели. Лошади здесь оказались прекрасно подготовленными, не избалованными платным прокатом для дилетантов. И пусть условия тренировок были далеки от элитных, а ехать приходилось за 25 километров от областного центра, — главное, что девочка попала к опытному требовательному тренеру и получила под седло хорошую лошадь.

Все разрушилось в один момент. Нина Бабок вспоминает:

— 22 января нам объявили, что отделение ликвидируется, а уже с 23 числа тренировки прекратились. Было объявлено о продаже лошадей. Сейчас Сашу не узнать. Целыми днями сидит у компьютера, даже убрать в квартире не допросишься, а ведь в конюшне готова была навоз сгребать.

Моя собеседница дает понять: быть свидетелем разрушения того, что выстраивалось десятилетиями, нелегко. Отборные лошади разошлись по рукам любителей, а дети в середине учебного года остались без главного увлечения в жизни. Смириться с этим сложно, но, увы, повернуть ситуацию вспять уже вряд ли получится.

Прямая речь

Олег Андрейчик, начальник управления спорта и туризма Гродненского облисполкома:

— В 5 километрах от закрытой в Стриевке конюшни есть аналогичный крупный комплекс в СПК «Прогресс–Вертелишки». Там прекрасные тренеры, хорошие лошади. После того как профсоюзы отказались содержать на своем балансе конноспортивную секцию, официально ни студии верховой езды, ни школы, ни чего бы то ни было, в «Озерах» нет. А нет школы — нет контроля. Мы не знаем, чем они там занимаются: выездкой, конкуром или просто катаются по дорогам. Во всяком случае, ни в одном официальном спортивном соревновании дети, которые там обучались, участие не принимали — ни на уровне области, ни на уровне страны.

czcz@onet.eu

Советская Белоруссия № 109 (24991). Пятница, 10 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter