Что происходит на главном объекте Европейских игр - стадионе "Динамо"?

«Динамо»: делают с душой

Будущее и особенно настоящее минского стадиона «Динамо» — больной вопрос для всех любителей спорта. Арена ведь, без всяких преувеличений, историческая. Помнит столько, что рассказов хватит на большую книгу. Но время неумолимо. Пришла пора очередной реконструкции. Сейчас арена представляет собой большую строительную площадку, на которую мы и напросились, чтобы выяснить, как движется работа, что строят и успеют ли к 2019 году, когда стадион «Динамо» должен будет принять легкоатлетические соревнования и торжественные церемонии вторых Европейских игр.


Попасть на стройку непросто. На «динамовскую» — вдвойне. Звонки, согласования, переносы времени и дат... На ту сторону контрольно–пропускных пунктов проходят самые настырные, и этот кастинг легко объясним. Прямо посреди столицы возводится масштабный объект, судьбу которого и любители спорта, и чиновники изучают под увеличительным стеклом с того самого момента, как был представлен первый эскиз. Было это давно. Работы на старичке–стадионе начались еще в 2012–м. Сроки окончания постоянно переносились. Теперь же отступать некуда. Если Олимпийский фестиваль молодежи, который изначально должен был принять «Динамо», еще оставлял минимальную возможность для маневра со сроками, то назначенные на 2019 год Европейские игры указанные в документах дедлайны превратили практически в приказ, который, по словам начальника Стройтреста № 1 Дмитрия Сая, отнюдь не является чем–то неосуществимым.

— Да, реконструкция вроде как длится уже давно, но реально до 2014 года здесь не проводилось никаких работ. Даже подрядчика не было. В декабре 2014–го мы заключили соглашение, срок окончания строительства был перенесен с 2019 года на 2017–й, и больше двигать его никто не собирается: в сроки укладываемся, — рапортует Дмитрий Иванович, параллельно успевая отвечать на беспрерывно трезвонящий телефон. Работа на главной спортивной стройке страны действительно кипит. Причем работа зачастую уникальная и непредсказуемая.


— Если честно, то для любого строителя проще все снести и построить заново. Чаще всего это, кстати, и дешевле получается. Но стадион «Динамо» — уникальный объект. Одна только историческая аркада чего стоит! Да, ее наличие добавило нам проблем: даже технику порой подогнать не получается. Но выкручиваемся, хотя многие решения приходится принимать по ситуации.

На каком–то этапе ставшая визитной карточкой «Динамо» аркада, ради которой, кстати, пришлось даже менять первоначальный проект реконструкции, вызвала нешуточный переполох среди минчан. На опубликованных снимках были отчетливо видны прочертившие стену трещины. Выглядела картина тревожно, шуму вокруг возможного обрушения поднялось немало. На деле же, утверждает Сай, проблема не стоила выеденного яйца. Чтобы убедиться в этом, Дмитрий Иванович надевает каску и приглашает прогуляться по трибунам, в которых пока с трудом угадываются черты будущей арены.


— То, что приняли за трещины, на деле — деформационные швы. Смотрите: они располагаются в строгой последовательности — через три арки — и были заложены еще при возведении стадиона. В будущем мы заполним их раствором, и в окончательном виде стена будет выглядеть, как новая. Трещины, кстати, на ней тоже были, причем еще до начала реконструкции, и с ними пришлось повозиться. Но в целом состояние аркады вполне «живое».

Пока стянутая металлическими скобами и ощетинившаяся распорками стена смотрится, как дом, оказавшийся в зоне природного катаклизма. Кажется: убери одну распорку — все сложится как карточный домик. Что неудивительно: еще недавно эта стенка да ворота центрального входа являли собой все, что осталось от разобранного до основания «Динамо». Они же (плюс ограда и передвинутая в сторону скульптура «Бегуны») в будущем станут напоминанием о прежнем облике стадиона. В остальном арена изменится до неузнаваемости, и оценить масштаб перемен можно уже сейчас.



— Монолитный каркас на Северной, Южной и Восточной трибунах практически завершен. Все силы брошены на Западную трибуну, которая будет представлять собой достаточно сложную конструкцию: здесь нам предстоит вывести еще три этажа из семи. В этой части будет сосредоточено 70 процентов жизни стадиона.

Список помещений, которые удастся поместить под Западной трибуной, хоть и обширный, но достаточно стандартный. ВИП–зона, офис администрации, судейские, конференц–залы, кафе, раздевалки, сауны, фитнес–центр... Пока здесь, впрочем, лишь недостроенная коробка, по которой при определенной ловкости и устойчивости к холоду (ветер на верхотуре — жуткий) уже можно попасть на будущие трибуны. Оглядывая чашу стадиона, по которой то и дело движется техника и копошатся похожие с высоты на муравьев рабочие, Дмитрий Сай вспоминает, что самым сложным этапом реконструкции стали не попытки сохранить аркаду и даже не необходимость то и дело извлекать из земли старые трубы коммуникаций и даже артиллерийские снаряды, а заливка установленного под наклоном основания для трибун. Но справились, и взявшийся проводить нас по объекту мастер строительно–монтажных работ охотно рассказывает об особенностях меняющегося едва ли не ежедневно объекта.


Главные связаны с его легкоатлетическим будущим. Компромисс между требованиями ИААФ и ФИФА (футбольные матчи, причем и международного уровня, на «Динамо» тоже собираются проводить) потребовал от строителей дополнительных усилий, но в конечном итоге был найден. Разминочное поле, например, уже почти готово — хоть завтра приступай к укладке газона и беговых дорожек, которые должны быть точно такими же, как и на основной арене. Почти построен и тоннель до стадиона: по требованиям легкоатлетической федерации во время топ–турниров пути атлетов не должны пересекаться с маршрутами болельщиков, журналистов и даже официальных лиц. А вот в центре чаши основного стадиона по–прежнему возвышается огромная гора земли, заставляющая задуматься: неужели когда–нибудь на ее месте действительно будет идеально ровный газон? Дмитрий Сай уверяет: будет, и довольно скоро. Уже весной арена примет более–менее завершенный вид, а летом здесь планируют начать укладку дорожек.

— Главный вопрос с полем сводится к устройству подогрева. Поврежденный после метательных соревнований газон можно будет починить довольно просто. Он  рулонный и достаточно будет просто вырезать и вставить фрагмент. Повреждение подогрева чревато серьезными проблемами, и, кстати, проект этого участка работ нам еще не предоставили. Но, вероятнее всего, трубы будут уложены на глубине не 20, как обычно, а 30 сантиметров. Греть такая система будет в любом случае, но, возможно, придется более часто укладывать трубки и подавать более горячий теплоноситель.


Из других новшеств в структуре «Динамо» появятся скалодром высотой почти 22 метра и паркинг. Последний болельщиков обрадовал бы, конечно, в первую очередь, но не обрадует. Машино–места предусмотрены лишь для официальных лиц и участников. Зрителям же, судя по всему, как и прежде, придется решать проблему как получится. Зато туалеты планируется внести наконец–то под крышу арены и привести в надлежащий для таких объектов вид. Впрочем, все бытовые нюансы и находки можно будет в полной мере оценить лишь тогда, когда строители на «Динамо» уступят место отделочникам. Благо ждать осталось уже недолго.

komashko@sb.by

Советская Белоруссия № 208 (25090). Пятница, 28 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter