Известная белорусская телеведущая, не поделив с другой автовладелицей место на парковке возле детсада

Злоба доброго дня

Фабула проста: известная белорусская телеведущая, не поделив с другой автовладелицей место на парковке возле детсада, дошла до рукоприкладства
«А ты, дружище, заметил, какими агрессивными стали вокруг люди? Малейший, даже безобидный бытовой повод — и скандал, драка!» — воскликнул один из авторов нашей субботней полемической рубрики. И как бы подкрепляя это утверждение, показал своему извечному оппоненту скандальное сообщение, облетевшее на днях многие СМИ. Фабула проста: известная белорусская телеведущая, не поделив с другой автовладелицей место на парковке возле детсада, дошла до рукоприкладства. Идет серьезное разбирательство, хотя всем понятно, что ЧП прогремело на всю страну лишь из–за участия в драке звезды экрана. Увы, десятки подобных конфликтов остаются за кадром. «Разборки» — уже давно не монополия уголовников. Внешне добропорядочные граждане нередко применяют силу на дорогах, автостоянках, в очередях супермаркетов, общественном транспорте. По крайней мере, именно на таком видении ситуации, призывая в союзники криминальную статистику, настаивает зачинщик сегодняшней дискуссии на тему современных нравов. Впрочем, визави пессимиста сгущать краски не склонен. Он–то как раз наблюдает совершенно иные тенденции: «Вежливость и учтивость, спокойствие и доброта стали повсюду в Беларуси нормой».


Вот такие полярные мнения в очередной раз представлены на «Спор-площадке». А вы на каком полюсе дискуссионного ристалища себя видите, уважаемые читатели?

Терпение лопнуло


Зашел в банк, оплатить госпошлину. Передо мной в очереди два, не подберу другого слова, господина — оба солидные, немолодые, с портфелями. Чуть не набили друг другу физиономии, повздорив на пустом месте. Причина извечная: «Вас тут не стояло!» Всей очередью буквально держали их за руки, увещевали и совестили.


Заглянул в магазин, хлебушка купить. Там дед орет матом на кассира, которая недостаточно быстро работает. Над кассой висит плакатик с выдержкой из КоАП: «Статья 9.3. Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, влечет...» Понятно, что не просто так повесили. Но всем до фонаря. Похоже, уже и кассиру...


Спустился в метро, кого–то случайно задел. Не успел извиниться — чуть с эскалатора не столкнули. Подъехал к детскому саду — там водительницы дерутся, не поделив проезд...


Думал, может, это я стал такой «везучий». Нет, оказалось, мы все изменились. Институт психологии Российской академии наук провел исследование, результаты которого, я думаю, можно распространить на всех жителей бывшего СССР. Изучалось «изменение типового психологического облика населения» за последние 30 лет. Ученые пришли к выводу, что за это время люди стали конфликтнее, злее, наглее. И почти целиком утратили способность к самоконтролю. В итоге масса преступлений, связанных с насилием, происходят в состоянии спонтанной агрессивности. То есть избивают друг друга не из корысти или злого умысла, а просто потому, что внезапная вспышка ярости затмевает разум. Кстати, упомянутые господа из банка как раз впали в такое мгновенное помешательство — бешеный взгляд, напряженная поза, готовность буквально уничтожить оппонента. Неадекватная реакция на ситуацию, которая не стоит выеденного яйца, не говоря уж о нервных клетках.


Белорусская статистика, к сожалению, подтверждает выводы российских ученых. МВД сообщило, что в первой половине 2014 года в стране совершено почти 1 млн. 800 тысяч административных правонарушений. А в Верховном Суде рассказали, что в числе самых распространенных наказуемых деяний (вслед за нарушениями ПДД, мелким хулиганством и пьянством) — умышленное причинение телесного повреждения и оскорбление. Речь идет о десятках тысяч эпизодов! Попросту говоря, народ повсеместно и ежечасно дерется и лается. Причем руки распускают такие люди, о которых принято говорить, что они мухи не обидят. И это правда: насекомые от них действительно не страдают. Зато ближние и порой незнакомые граждане огребают по полной... А виновники потом, как очнувшись от темного морока, поражаются: что это на меня накатило?


Накатил, как правило, приступ неконтролируемого гнева. По–моему, у нас просто эпидемия этой болезни, обусловленной регулярными стрессами. Завкафедрой криминальной психологии одного из московских университетов Сергей Ениколопов считает, что случаев немотивированного насилия будет еще больше: «Проблема в том, что у нас нет механизмов снятия скрытой агрессии. Она накапливается в человеке в повседневной жизни — начальник накричал, поругался с женой и т.д.» И в какой–то момент, когда чаша этих нехороших накоплений переполняется, агрессия выплескивается на ближайшего человека, чье слово или действие служит последней каплей.


Взять хотя бы недавний случай с телеведущей, которую наша публика взялась массово распинать за несдержанность на дороге. Уследить за одним ребенком — уже немалый стресс для родителя, по себе помню. А у нее трое. Теперь добавь сюда просто факт вождения машины в современном мегаполисе: любой шофер, даже самый профессиональный, сознается, что это постоянный стресс. Водитель вынужден совершать по 10 — 12 мыслительных операций в секунду, оценивая дорожную обстановку. Сложи эти факторы, и язык не повернется осуждать человека, не совладавшего с эмоциями.


Есть и другая причина того, что агрессивность становится почти нормой. Это ведь модный тренд, который распространился с тех пор, как главным мерилом жизненного успеха стало личное благосостояние. Люди начали сознательно культивировать в себе не самые лучшие черты характера, которые, однако, помогают зарабатывать деньги. Идя по головам соплеменников. Жестокость, нахальство и упрямство выглядят некрасиво, зато работают с беспощадностью гильотины, когда речь идет о карьере или бизнесе. Более того, об этих качествах отзываются одобрительно. Давно ли ты слышал, чтобы о человеке с теплотой говорили: «Иванов — ласковый» или «Петрова — добрая»? Зато повсеместно говорят: «Сидоров — пробивной, своего не упустит, ему дай палец — руку откусит!» Молодец, в общем. А сам Сидоров и сына своего учит тому же — никому спуску не давать, а вот давать сдачи — с лихвой...


И я не знаю, что с этим делать. Уповать на милицию? Но она борется лишь со следствием явления, не устраняя его причины. Повсеместно устроить комнаты психологической разгрузки, чтобы бытовые агрессоры снимали стресс, молотя там боксерские груши, а не сограждан? Но ведь и туда выстроится очередь. А я уже рассказал, что у нас бывает в очередях...

Роман РУДЬ

rud@sb.by


Гнев — в архив


Хороший дантист даже среди улыбок Голливуда выявит пару–тройку кариесов, а отличный сыщик раскроет серию карманных краж в пустыне Сахара. Так и с цифрами по рукоприкладству. Вроде по графикам и таблицам ситуация местами и периодами рисуется невеселая... Но если эксперимента ради выйти на улицу среди ночи и упрямо шататься по темным дворам, то надо очень нагло и дерзко себя вести, чтобы нарваться на проблемы!


Вот все вспоминают о лихости 90–х... Хотя разве так уж озверел тогда народ? Всех нас в то смутное время «колбасило», приключений хватало, однако и тогда драки, да и то не такие уж и жестокие, мы видели, что называется, по большим праздникам.


Помню, в середине 90–х оказался в тишайшей и спокойнейшей Австрии. До этого не сталкивался в «лихом» Минске с уличной преступностью года три, а тут за неделю — сразу два случая. В первый день в Вене срезали сумочку у нашего гида. И накануне отъезда в супермаркете я стал свидетелем ограбления злыми панками азиатских туристов. Да и сам едва не превратился в потерпевшего! При этом я не сделал скоропалительный вывод о том, что жители альпийской республики буквально пылают агрессивностью.


Так что не выноси приговор нашим якобы испортившимся нравам на основании нескольких случаев. Кстати, летом у меня тоже едва не произошел конфликт в очереди к банковскому окошку. Как мне показалось, уж слишком «тормозил» и явно пренебрегал драгоценным временем тех, кто стоит за его спиной, один плечистый товарищ. Как–то сразу почувствовал к нему антипатию: въедливым он мне каким–то показался, придирчивым к девушке–кассиру, чересчур самоуверенным. Я было загрустил, но тут случилось чудо! Повернувшись в сторону моей сложносочиненной физиономии, «антигерой» расплылся в улыбке: «Проходите вперед, вам, наверное, нужно побыстрее, а я после вас проконсультируюсь». Мы учтиво раскланялись...


В этом, Роман, весь Минск! Мы, конечно, не такие юмористы, как одесситы. Не ухватисты, как москвичи, не так импозантны, как итальянцы. Но мы умеем ладить друг с другом! В минчанах (как, впрочем, в брестчанах, гомельчанах и других жителях Беларуси) нет истеричности, повышенной нервозности. Мы идем по жизни степенно, может, даже кому–то кажется, излишне медленно. Зато уверенно!


Мы способны в секунды вспыхнуть, но вовремя берем себя в руки. Неулыбчивы, но душевны. Посмотри, как много людей откликается на просьбы помочь собрать средства на лечение тяжелобольным людям, найти без вести пропавших.


Злоба дня: анонимное хамство, оскорбления, агрессия в соцсетях и на интернет–форумах. Но я постоянно наблюдаю как вежливо и уважительно относятся друг к другу молодые люди, в том числе подростки «в реале» — т.е. на улицах, в быту. В таком возрасте стычек не избежать, однако какой все–таки резкий контраст с 70 — 80–ми годами прошлого века! Если ты помнишь, тогда Минск был поделен молодежью на сферы влияния. Из Серебрянки–8 в Серебрянку–2 пацану нужно было перемещаться перебежками или взяв с собой на прогулку «мафию». Об оршанских группировках и событиях вообще молчу... Нелепо выглядели войны меломанов — «металлистов» и «волнистов». Сейчас же по части мелодий и ритмов всяческой эстрады никто сильно не кипятится.


Еще, думаю, ты судишь о людях со своей водительской колокольни. Что ж, наверняка у вашего брата много поводов опасаться друг друга. Эксцесс с участием телеведущей — тому очередной пример. А мой взгляд со стороны такой: белорусские водители в плане вежливости, быть может, уступают прибалтийским, польским, но для всех остальных соседей — пример для подражания. Да и к собратьям по поездкам на автобусах, троллейбусах, метро я в последнее время стал относиться гораздо лучше. Давно убедился: большинство ссор на маршрутах носят случайный, импульсивный характер, из искры конфликта пламя не возгорается. Благоразумие чаще всего берет верх...


Отчего же хотя еще далекая от идеальной, но все–таки обнадеживающая картина складывается? Причин, на мой взгляд, несколько. Много в деле смягчения нравов значит пример вежливости, сдержанности, который подают гражданам представители исполнительной власти, милиционеры, контролеры, кондукторы, кассиры, работники торговли, сферы обслуживания, медики, педагоги. Больше стало комфорта, мы меньше тратим времени в очередях, в целом четко работает транспорт. Вообще у всех работы непочатый край, потому и нет времени делать резкие телодвижения...


А вот еще одна подоплека невозмутимости белорусов: в обществе нет пропасти между обычными горожанами и «толстосумами». Удалось избежать крайностей: убогой нищеты и кричащего богатства. Нет зависти к «капиталистам». Редкость и показные понты новых белорусов. «Распальцовки», «быкование» не в чести там, где соблюдаются законы.


Само собой, мы часто бываем излишне жесткими, равнодушными. Но вот послушай, что говорит о своих первых минских впечатлениях новый легионер столичного футбольного «Динамо» француз ивуарийского происхождения Франк Джа–Джедже: «Разные люди встречаются на улицах, но у всех в глазах доброта».

spetsnaz@sb.by
Советская Белоруссия №175 (24556). Суббота, 13 Сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter