На днях в Нью–Йорке прошла Генассамблея ООН

Враги народов

На днях в Нью–Йорке определяли главных «убийц человечества»
demnt.png

На днях в Нью–Йорке определяли главных «убийц человечества». Так, возможно, несколько упрощенно, можно определить суть политических дискуссий, прошедших на 69–й Генассамблее ООН. В ходе дебатов сенсаций не произошло: в статусе основных угроз, на борьбу с которыми необходимо бросить силы международного сообщества, названы международный терроризм (на повестке дня — события в Сирии, противостояние с боевиками «Исламского государства»), эпидемии (наиболее актуальна опасность лихорадки Эбола), социальные язвы государств т.н. третьего мира.

Эти проблемы — на слуху и на виду. Тем не менее авторы нашей полемической рубрики разошлись в основном вопросе: решению каких именно кризисных ситуаций стоит отдать приоритет? На сражение с каким злом мировому сообществу надо направить многомиллионные финансовые ресурсы в первую очередь? Что важнее: вопросы войны и мира или выживания в условиях эпидемий и экономических неурядиц?

Ждем и ваших ответов на эти и другие вопросы сегодняшней дискуссии, дорогие читатели. Возможно, «Спор–площадка» и форум сайта sb.by не так знамениты, как трибуна нью–йоркской штаб–квартиры ООН, но мы гарантируем: будет услышан каждый голос. А наиболее актуальные и содержательные комментарии увидят свет.

Эпидемия террора

«Лишь бы не было войны!» — говорят умудренные опытом военного своего детства бабушки, а молодые чистоплюи начинают ерничать, упрекая стариков в обывательской узости взглядов. Увы, цену мира многие начинают осознавать только тогда, когда эхо взрывов раздается у ближайших соседей.

Вот, казалось бы, какое нам в Беларуси дело до бомбежек в Сирии и захвата исламистами одного за другим иракских городов? Тысячи километров отделяют Минск от Мосула. Однако давай, Роман, не просто дежурно проглотим и забудем заметку по поводу резолюции Генассамблеи ООН о борьбе с международным терроризмом, но и вспомним, как в 30–е годы прошлого века Европа в упор не хотела видеть немецких национал–социалистов.

Мне хочется воздержаться от лобовых аналогий, но массовые казни на улицах, расправы над журналистами–заложниками, геноцид целых народов, завоевательская риторика фанатиков из «Исламского государства Ирака и Леванта» заставляют проводить параллели именно с фашизмом, нацизмом и прочими им подобными «измами». Не иначе как новым Чингисханом возомнил себя руководитель ИГИЛ (или ISIS — называй раковую террористическую опухоль на теле Азии как хочешь) Абу Бакр аль–Багдади! Выступая в Мосуле с проповедью, он объявил своей главной задачей создание халифата на территории Ирака и Сирии, а впоследствии и других стран. Хеппи–эндом он видит появление исламского государства в границах от Португалии до Китая! Армия «Исламского государства» (ИГ — еще одна распространенная аббревиатура в тревожных сводках с Ближнего Востока), явно претендуя на лавры монголо–татарского ига, растет не по дням, а по часам.

Если вначале своего кровавого пути «фюрер» аль–Багдади располагал несколькими тысячами головорезов, то теперь, по разным оценкам, армия ISIS насчитывает 30.000 — 40.000 вооруженных религиозных фанатиков. По данным ООН, только в Сирии на стороне террористов воюют более 13.000 боевиков из 80 стран. Среди них не только арабы, но и европейцы, американцы, австралийцы.

ИГИЛ нагло сражается на четырех фронтах: сирийском, иракском, курдском, иранском. Так что против аль–Багдади, этого нового террориста номер один, похоже, затмившего преступлениями даже покойного Усаму бен Ладена, воюют даже непримиримые враги.

В связи с вступлением в боевые действия против исламистов сил западной коалиции вновь напрашиваются некоторые исторические аналогии. А не должен ли Запад во имя победы над «Исламским государством» переступить через амбиции и заключить военный союз с Сирией, как заключил его в годы Второй мировой с Советским Союзом? Быть может, Башар Асад станет для Барака Обамы тем, кем стал для Франклина Рузвельта Иосиф Сталин?

Надо понимать степень и масштабы угрозы. Ведь ИГИЛ — не только подконтрольные бородатым радикалам территории нескольких стран. Это и различные силы, которые разными способами помогают новому «игу». Известно, что раньше деньги Абу Бакру аль–Багдади давали частные лица, правительства нефтеносных ближневосточных государств. До недавнего времени не обходилось и без поддержки Соединенных Штатов.

Кроме того, наступление «братьев по вере» вдохновило исламских радикалов по всей Европе. Даже в случае успеха бомбежек позиций армии ИГ все это грозит началом джихада, который террористы способны развязать по всей Европе.

Тревожную новость сообщило агентство Associated Press: министерство обороны Нидерландов запретило военнослужащим носить форму... в общественном транспорте. Там якобы солдаты и офицеры могут стать мишенью для радикально настроенных мусульман. Голландский вице–премьер Людвиг Ашер отметил, что участие королевства в воздушной войне против «Исламского государства» создает большой риск: «Нидерланды теперь будут на особом счету у джихадистов. Мы готовы к этому».

Масштабная война, выскочившая, как черт из табакерки, толкает на странные демарши... Ты можешь представить себе, чтобы во время Второй мировой советским либо британским солдатам запретили носить шинели на улицах родных городов? Чтобы красноармейцы или американские морские пехотинцы не гордились, а боялись своей формы: дескать, немецкие диверсанты увидят и принародно зарежут!

Что ж, терроризм бросает все новые вызовы, и бороться с ним надо сообща. Тем более что международное сообщество, в том числе при активном участии нашей страны, показало, что может успешно решать вопросы мирного урегулирования. Мы это наблюдаем на примере донбасского перемирия.

Понимаю, Роман, что не просто так ради красного словца в числе главных врагов человечества ООН назвала и эпидемии, угрозу голода на Африканском континенте. Однако если даже в мирное время борьба за здоровье целых наций не всегда приносит результат, то что уж говорить о фронтовых условиях... Чума войны вместе с осколками снарядов разбрасывает бациллы все более страшных болезней. Поэтому, пока не началась глобальная резня, нужно в первую очередь ликвидировать источник инфекции хирургическим путем. Как сказал кто–то из стратегов, самое человечное, что можно сделать на войне — поскорее ее завершить.

Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ
spetsnaz@sb.by


vragi.png


* * *

Снова о слонах

rud.pngКак только американцы ухлопали Усаму бен Ладена, я немедленно похлопал себя по карманам. Авось там стало тесно от внезапно нахлынувших деньжищ. Потом заглянул в холодильник, вдруг он начал ломиться от яств и прочей икры. Пересчитал комнаты в квартире, может, лишняя добавилась. Но ты знаешь, Андрей, ровным счетом ничего не изменилось. С решением «мировой проблемы номер 1», какой выставляли тогда бородатого террориста, у меня — да, наверное, ни у кого в мире — бытие не поменялось в лучшую сторону. Мы не стали жить богаче и веселее. Да и в планетарном масштабе все беды человечества остались на своих местах. Таяние ледовых шапок не прекратилось, СПИД сам себя не изжил, голод из беднейших стран никуда не ушел. Да, возмездие состоялось, месть удалась, американский президент хлопал в ладоши. На этом, собственно, все. Примерно то же самое, по–моему, касается теперешней говорильни вокруг боевиков аль–Багдади. На мой взгляд, представлять дело так, будто главнейшее мировое зло бегает где–то под пальмами в бурнусах, — значит сознательно замалчивать более серьезные, но сложно решаемые проблемы.

На минутку представь, что Земля — это человек, измученный хворями. У него, если разобраться, воспаление легких и аппендицит, депрессия и желтуха. Ему необходимы срочные операции с последующим недешевым лечением и долгим выздоровлением. Представил? Теперь гляди: вместо того чтобы немедленно ползти в ближайший госпиталь, этот больной обнаруживает на лбу, пардон, прыщ и объявляет его своей главной проблемой! Потому что на виду и зудит. И все силы, все ресурсы организма направляются на победу с ненавистной болячкой. Хотя, казалось бы, шлепни на лоб пластырь и забудь об этой досадной мелочи, возьмись за себя по–настоящему...

Точно таким прыщом на теле цивилизации видится мне ИГИЛ вместе со всеми своими захваченными пушками и танками. Сколько их там? 30 тысяч человек? Грубо говоря, по численности — это всего две немецкие дивизии образца 1941 года. Только при нападении на СССР нацисты выставили под 300 дивизий, и что с ними стало? А тут весь мир с его высокоточным оружием и современными армиями отчего–то вдруг начал заламывать руки, с трибуны ООН заявляя о страшнейшей мощи нового международного террориста номер 1, который, по сути, всего лишь очередной мелкий нарыв на челе времени. Раздавить и забыть. Сколько их уже было?

Из мухи исламского радикализма раздувают слона как раз потому, что это насекомое проще всего прихлопнуть. Чтобы потом объявить: главная угроза устранена. Мол, накрывайте столы, пировать будем. А вот тот факт, что целому миллиарду людей просто нечего поставить на эти столы, оказывается недостойным внимания ООН. Ты вдумайся, Андрей: более 1 миллиарда человек живут менее чем на 1 доллар в день и голодают! В то же время 40 процентов пахотных земель находятся в упадке, то есть никем не возделываются, а половина всего зерна, которое выращивается на планете, идет на корм скоту! Вот бы какой, мягко говоря, парадокс объявить главной проблемой. Но нет, потому что ее решение потребует не столько политической воли и бомбардировщиков, сколько денег, мозгов и времени. Дефицитнейшие ресурсы!

Или взять лихорадку Эбола, как и любую другую, гипотетически возможную эпидемию. Вот где глобальная угроза номер 1. Политолог Глеб Кузнецов, рассуждая о ее социально–экономических аспектах, предрекает «бедствия, невиданные человечеством со времен Второй мировой войны»: распад целых государств и крах демократической модели мироустройства. В «Известиях» он пишет: «По мере роста эпидемии все слабее и слабее становятся государственные институты, и без того дышащие на ладан в затронутых вирусом странах. Все чаще мы слышим об убийствах медработников, разграблении больниц и медпунктов, вспышках насилия в охваченных эпидемией регионах. А люди, бегущие от насилия и страха, сами того не зная, становятся агентами Эбола в новых, пока еще спокойных и здоровых районах».

Вот это по–настоящему страшно. При этом, заметь, «вакцина от Эбола уже есть. И не одна. Вопрос в том, как сделать ее производство массовым и кто за это заплатит». Вот на решении этого бы вопроса и сосредоточить все силы самых богатых государств. Вместо того чтобы скидываться на «лечение прыща» аль–Багдади.

Да мало ли других, не менее тревожных фактов?

Нынешняя температура на Земле — самая высокая за все время с начала ее регистрации. И подскочила она за последние 15 лет. Плотность полярной шапки сократилась на 40 процентов за последние 40 лет. Если растают льды на полюсах, то все, в том числе чиновники ООН и боевики ИГИЛ, окажутся в одной лодке. Отнюдь не в переносном смысле. Подозреваю, им будет не до ассамблей и халифатов.

Загрязнение воздуха, взрывной рост городов и вообще человеческой популяции, истощение ресурсов, социальное неравенство, падение нравственности... У людей масса реальных, действительно насущных проблем, которые ставят под вопрос само выживание нашего вида. При этом основной бедой ООН объявила горстку фанатиков. Пожимаю плечами, развожу руками, хлопаю ресницами... Недоумеваю, одним словом.

rud@sb.by
Роман РУДЬ

Советская Белоруссия №185 (24566). Суббота, 27 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter