Новый виток вегетарианской моды

Вершки и корешки

На прошедшем фестивале пива в Лиде случился конфуз. В местном кафе угощали обедом блогеров и журналистов. Одна из столичных гостий демонстративно отказалась от предложенной курицы и закатила истерику: «Почему в меню нет вегетарианских блюд?! Ведь все же знают, что я не ем мясо!» Сцена была настолько отвратительной и стыдной, что не могла не обратить на себя внимание. По сути, блогерша хотела получить в скромном провинциальном кафе еды не только халявной, но и «халяльной», то есть приготовленной в соответствии с ее представлениями о здоровом питании. Смущенная официантка метнулась было на кухню за блинчиками для важной персоны. И новое блюдо постигла та же участь. «Не хочу ваших блинов, вы плюнули мне в душу!» — заявила клиентка.



Мнения участников спор–клуба в очередной раз не совпали. Один считает, что жалеть в данном случае следует не официантку, а несчастную вегетарианку, которой негде толком поесть в заведениях общепита. Другая спорщица готова из ростков пшеницы связать большой веник и отшлепать от всей души новомодную последовательницу ЗОЖа.

Есть надо то, что есть


Виктория ПОПОВА

Хочу обратить твое внимание, Роман, что на гарнир в тот прекрасный лидский день подавали молодой картофель, и при желании наша вегетарианка вполне могла бы насытиться полезным овощем. Но нет, тогда никто не заметил бы эту «курицу». А блогеру такой вариант развития событий явно не подходит. Ее вегетарианство я рассматриваю как невротическое расстройство, еще один повод к бунту, что–то вроде шопоголизма, алкоголизма или наркомании. Есть среди веганов такой гуру — атлет Рич Ролл, слыхал? Один из самых выносливых бегунов на планете. Мужик полностью отказался от продуктов животного происхождения. Но что–то в его специфических «зожных» агитациях меня всегда смущало, и я решила изучить биографию спортсмена. Ну конечно, так и есть: имел до 30 лет проблемы с алкоголем и наркотиками, до 40 лет лечился в реабилитационных центрах, а когда растолстел настолько, что с кровати не смог сдвинуться, — взялся за ум, решил почиститься, отказаться от мяса, и пошло–поехало.

Это американский пример. А вот совсем недавно в нашей газете читала признания местной сыроедки: «После постепенного привыкания к своему рациону питания я потеряла тягу к термически обработанной и животной пище, а также к смешению блюд. Кулинарные запахи перестали ассоциироваться с едой. Некоторые приготовленные продукты начали вызывать у меня отвращение». А? Каково? «Молчание ягнят» отдыхает. Ты бы, Роман Анатольевич, заглянул на форумы веганов и сыроедов, почитал ради интереса, что они про нас с тобой пишут. Мясоеды, по их мнению, отвратительно воняют трупами, с ними неприятно находиться за одним столом. Есть даже вегетарианский тред о каннибализме, сам понимаешь, к чему защитники животных клонят. А по–моему, если мясная пища вызывает у человека отвращение — пора вызывать санитаров.

В Беларуси нужно есть то, что генетически здесь заложено, тщательно отобрано нашими предками веками. Если в соцсетях я читаю пост своего друга–вегетарианца: «Мучительно хочется фаст–фуда. Но я держусь», то понимаю, что в Минск пришла осень, парень подмерз, и пора его кормить мясом, а не возделывать семена чиа и сои. В наших широтах авокадо не произрастает — поглощать смузи зеленых и оранжевых оттенков хорошо где–нибудь в Доминикане. А в Витебской области зимой следует налегать на белок, иначе протянешь ножки.

Не ешь мясо? Отказался от стейков? Твои проблемы, я считаю. Будь готов к тому, что в заведениях общепита, где обслуживается большинство, тебя не ждет сальса из манго. Пару месяцев назад мне врачи прописали диету: ничего жареного и печеного, только еда, приготовленная на пару. Пришлось таскать с собой баночки с домашним варевом. В буфете Дома прессы, где представлены все виды булочек с мясом и пиццы с сосисками, глупо требовать от продавца валован со шпинатом.

Я тебе больше, Роман–гурман, скажу: зачастую увлеченные вегетарианством люди — это именно те, кто с жиру бесится. Когда вдоволь, до отвала насытишься мясом, можно и поэстетствовать, припасть к очередному элитарному течению. Я не молода, ты чертовски не молод, поэтому мы оба с тобой знаем, что в начале 20–х годов в Минске была вегетарианская столовая, где обслуживалась местная богема: художники, актеры, аферисты. Словом, люди творческие, к тяжелому физическому труду не приученные. Чем мода на такие столовки заканчивается, смачно описали Ильф с Петровым. Вспомни, на какое ужасное свидание со стариком Кисой обрекла себя юная Лиза, которой хотелось всего лишь сосисок после продолжительной диеты.

У меня есть стойкое убеждение, что все топ–менеджеры вегетарианских течений по ночам рубают мясные консервы и наворачивают пироги с кроликом и капустой. Но «религия» и необходимость продать горстку очередных детокс–пилюль — витаминок для сыроедов — не позволяют им в этом признаться.

Ну а мне стесняться нечего: клыки у меня пока свои, не вставные. Так что позволь мне в обед вгрызться ими в сочный шашлык. На каши перейти я всегда успею.

viki@sb.by

Новый взгляд на капусту


Роман РУДЬ

Вика, если тебе так уж нравится рифмовать мое имя, называй меня по–другому — Роман–веган. Я, конечно, пока не настоящий вегетарианец, но уже нахожусь на пути к этому приятному, на мой взгляд, гастрономическому статусу. Приятному и полезному. Второй довод оказался сильнее первого: я ведь поначалу, если честно, не видел ничего приятного в кашах и овощных рагу. Считал их, как и ты, вынужденной пищей стариков, которым не хватает зубастости для перемалывания жареных стейков. Поэтому обратил внимание на полезность. Поневоле, по диктату докторов. И открыл, например, что мне больше нечего бояться атеросклероза и прочих сердечно–сосудистых болезней: холестерину просто неоткуда взяться в организме, который питается овощами и фруктами. Потом выяснил, что я получаю больше минеральных веществ и витаминов, чем любители мяса. Наконец, в книге доктора Р.Рассела «О причинах заболевания раком» прочел: «Я обнаружил, что из 25 стран, жители которых питаются преимущественно мясной пищей, в 19 очень высок процент заболевания раком. В то же время из 35 стран, жители которых употребляют мясо в ограниченном количестве или не едят его совсем, нет ни одной, в которой процент заболевания раком был бы высоким».

Впрочем, различные доводы о полезности растительной пищи я слышал и раньше. И пропускал мимо ушей. Они не возымели бы действия, если бы однажды жена, обуреваемая страстью отучить меня от котлет, не приготовила поистине царскую цветную капусту. Она оказалась не похожа ни на одно овощное блюдо, которые пробовал раньше. Вроде мягкая, но в то же время упругая и хрусткая, очень ароматная и сытная. А посыпанная тертым сыром — вообще вещь! К слову, от молочных продуктов я и не думал отказываться, из них получаю белки и аминокислоты. Стаканчик свежего молока с аппетитной свежей горбушкой «Нарочанского» — а? После картошечки с лучком...

В общем, вынужденно отказавшись от мясной жирной пищи, я вскоре ощутил, что ничего не потерял. Напротив, приобрел легкость внутри и, надеюсь, снаружи. Не забыла, каким увальнем я был всего два года назад? Страх вспомнить, 98 килограммов вечно уставшего меня. А сейчас 85 и продолжаю худеть с удовольствием и не теряя аппетит.

Впрочем, я понимаю, что вызывает наибольшее твое негодование. Пресловутая агрессивность вегетарианцев, которые якобы навязывают тебе свой образ жизни. Хотя ничего похожего они не делают. Просто защищаются, когда их пытается «наставить на путь истинный» орава мясоедов. Это не они тычут вас носом во вред бифштексов, а вы третируете их за непохожесть на других и за просьбу о вегетарианском меню в ресторане. Вот тогда мирные веганы поневоле озлобляются и начинают напоминать, что Пифагор стал известным математиком, питая свой ум исключительно растительной пищей. Кстати, еще один великий вегетарианец, Лев Толстой, более века назад предупреждал об агрессивности именно сосископоклонников. Он говорил своим последователям: «Не смущайтесь тем, что при вашем отказе от мясной пищи все ваши близкие домашние нападут на вас, будут осуждать вас, смеяться над вами. Если бы мясоедение было безразличное дело, мясоеды не нападали бы на вегетарианство; они раздражаются потому, что в наше время уже сознают свой грех, но не в силах еще освободиться от него».

Я согласен, что в нашем климате не место для смузи из ананасов и кокосового сока. Но, учитывая моду на фруктоедение, в Беларуси вполне могли бы наладить выпуск яблочных фрешей. Почему, например, в Испании на каждом шагу выжимают из плодов свежий сок, а в нашей яблочной стране я вынужден покупать какую–то смесь из консервантов? Ведь разобрались же с диабетом — теперь в каждом магазине и почти каждом кафе люди, которым нельзя сладкого, могут найти для себя адекватную еду с низким гликемическим индексом. Почему же нельзя организовать хотя бы подобие такого же подхода по отношению к тем, кто не ест мясо? Сердечникам, отказавшимся от кофе, почти везде предложат чай. А мне вместо шашлыка, будьте добры, дайте капустную котлету. Глядишь, в таких комфортных условиях самые непримиримые веганы перестали бы обращать внимание на нападки раздраженного большинства.

Ты говоришь о том, что люди — хищники от природы, но я этот довод легко опровергну. Во–первых, если взглянуть на анатомию плотоядных животных, мы отличаемся от них по массе параметров. У нас другие зубы, иные кишечник и желудок, да и когти отсутствуют. Во–вторых, к чему, Виктория, мы всячески маскируем вкус мяса, сдабривая его всякими соусами и пряностями? Потому что он неприятен нам в натуральном виде. Будь иначе, ты бы с удовольствием рвала своими клыками сырое мясо и не морщилась. Однако такой склонности за тобой пока не замечено. То–то.

rud@sb.by

Советская Белоруссия № 179 (25061). Суббота, 17 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter