Минприроды Беларуси предложил конфисковывать авто за выброс мусора из окна

Ссора из–за сора

Не слишком ли крутые меры воздействия на нерадивых водителей инициировало Минприроды Беларуси?
Дополнительную остроту многим спорам авторов традиционной субботней рубрики придает то, что один из них автовладелец, а другой — обладатель проездного билета. Стоит только замаячить на горизонте новости, связанной с транспортными проблемами, безопасностью пешеходов, новыми методами профилактики ДТП, наши полемисты вступают в словесную перепалку с еще большим пылом.


Так произошло и на этот раз. В поле зрения спорщиков попало сообщение БЕЛТА о том, что в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды разработан проект закона с предложениями по усилению ответственности за нарушение природоохранного законодательства.

В частности, согласно законопроекту, за выбрасывание мусора или других предметов из транспортного средства предлагается штрафовать граждан на суммы от 10 до 30 базовых величин (пока эта санкция составляет от 1 до 2 базовых величин). При рецидиве штраф планируется накладывать уже в размере от 30 до 100 базовых величин. А если мусор повторно выбросят из окна автомобиля, то машина будет подлежать конфискации!

Не слишком ли крутые меры инициирует природоохранное ведомство? Соизмерима ли вина с мерой наказания? Стоит ли ставить в один ряд обычных нерях, грязнуль и нетрезвых ездоков, у которых в этом году начали отнимать автомобили? Вообще, должны ли гражданские министерства брать на себя, по сути, милицейские функции? Вокруг этих вопросов и разгорелись сегодняшние дебаты.

Шелест фантиков


Скажу честно: прочитав эту новость, я первым делом рассмеялся, потом глянул в окно — вдруг уже апрель. Нынешняя теплая сырость не развеяла сомнений, пришлось смотреть на календарь. Оказалось, до 1 апреля еще далеко. А злая шутка уже пошла гулять по интернетам... Когда выяснилось, что это вовсе не розыгрыш, что Министерство природных ресурсов всерьез предложило увеличить ответственность за загрязнение окружающей среды автомобилистами, я перестал бестолково хихикать и задумался о доработке законопроекта.

Предложенные меры явно недостаточны. Всего лишь конфисковывать автомобиль за повторное выбрасывание окурка водителем? Смешно. Думаю, попутно надо лишить неряху права выезда за рубеж. Он способен там опозорить страну. Кроме водительских, отобрать и родительские права: разве у такого грязнули вырастет нормальное потомство? Детей в детдом, там их наверняка научат не мусорить. Хотя и это наказание вряд ли отучит человека бросать фантики мимо урны. Поэтому хорошо бы отрубить ему обе ру... Стоп, это я уже увлекся. Хотя полет моей жутковатой фантазии объясним: он спровоцирован идеей приравнять сломанный нос к упавшей на асфальт бумажке. Суди сам, Андрей: предлагается повысить штраф за брошенный из окна автомобиля окурок с 1 — 2 базовых величин до 10 — 30, то есть до суммы, на которую сегодня могут оштрафовать за нанесение телесных повреждений!

Не понимаю, что происходит. Маститые юристы, представители правоохранительных структур и судейского корпуса твердят о том, что расплата за проступок должна быть адекватна тяжести содеянного. Из года в год мы избавляемся от карательного, репрессивного уклона в законодательстве, последовательно гуманизируя систему наказаний. Ведомства, которые по долгу службы обязаны стращать и не пущать, предлагают заменить драконовские меры альтернативными, мягкими и предупредительными просто потому, что в более суровых уже нет нужды. Наши люди становятся все более законопослушны, о чем ежегодно рапортует статистика правонарушений. На этом фоне крутые меры, которые вдруг предложили охранители природы, звучат как гром среди ясного неба.

Небо–то у нас и в самом деле ясное, не загаженное несанкционированными выбросами удушливого смрада. Улицы чистейшие, что неизменно отмечают все гости Беларуси. Летом, куда ни подъедь, никуда не подъедешь: всюду природоохранная зона. Человек, покинувший Минск 20 лет назад, зачарованно бродил по нашим проспектам и приговаривал, что очутился в антураже компьютерной игры — дескать, только в нарисованных текстурах наблюдал такую же стерильность. И еще в Сингапуре. Про него — особый разговор.

Там, как известно, порядок поддерживается суровейшим образом. Бросил окурок мимо урны — штраф 500 сингапурских долларов (это почти столько же американских). Плюнул на асфальт — до 700. Не убрал за собой на пляже — 800. И так далее, беспощадно и неотвратимо. Но, приводя в пример этот город сияющей чистоты и его запредельные штрафы, почему–то всегда забывают упомянуть, чем была вызвана подобная безжалостность к неряхам. А все просто — в 60–х годах прошлого века Сингапур выглядел отвратительной свалкой. На улицах гнили груды мусора, объедки выкидывались прямо из окон домов, люди курили в лифтах и стабильно забывали, пардон, нажать кнопку слива в общественных туалетах. Понятно, что такую ситуацию можно было переломить только радикальными, нестандартными мерами. Но у нас–то чем вызвана нужда в природоохранной инквизиции? Мы погрязли в отходах? Не заметил. Выбрасывание мусора из автомобилей приобрело массовый характер? Не ощутил. Под ногами шелестит слой фантиков? Не слышу.

Тем не менее предложены наказания, явно несоразмерные масштабу и тяжести антисанитарных проступков. К слову, даже в Сингапуре так и не додумались конфисковывать автомобили у нарушителей чистоты. Чем же это вызвано? На мой взгляд, только тем, что у нас сейчас нет более уязвимой и одновременно платежеспособной части населения, чем автомобилисты. Они легко идентифицируются благодаря регистрационным знакам. У них были деньги на машину, остались на топливо, найдутся и на штрафы. Привыкшие подчиняться ПДД, они вздохнут, но покорятся новым правилам. Поэтому если уж налог на пользование дорогами — то с них, машиновладельцев. Как будто пешеходы у нас летают по воздуху и не топчут асфальт. Если уж конфискация, то, разумеется, автомобиля. Видимо, идея отбирать ботинки и зипун у прохожего, «повторно в течение года» плюнувшего на тротуар, показалась авторам законопроекта мелковатой.

Пойми, Андрей, я вовсе не против опрятности улиц. Больше того, сам пропагандирую и поддерживаю нашу всенародную аккуратность, заодно и горжусь ею. Я против выдумывания проблем там, где их нет. Мне не по душе выбивание дополнительных полномочий под решение задач, которые, мягко говоря, непервостепенны. Меня сильно задевает, когда нас, природных чистюль, косвенно объявляют замарашками, коих исправят только громадные штрафы и конфискации. Мы спорим, на мой взгляд, об инициативе, которая в итоге не будет поддержана. Иначе такую соринку из законодательства потом не выметешь...


Честнее — хрюкнуть!


Свинство на дороге — не роскошь, а средство самовыражения. В этом, похоже, твердо убеждены водители, которые бросились обвинять Минприроды в склонности к узурпаторству, неуемных амбициях и прочих грехах. Между тем, как ни парадоксально, своей инициативой природоохранное ведомство стремится спасти не только экологию, но и самих водителей, пусть даже нечистоплотных... От кого и от чего, спрашиваешь? Загляни на сайт YouTube — там найдешь ролик о российской мотоциклистке–мстительнице, которая весьма оригинально наказывает любителей помусорить. К примеру, девушка выбрасывает из окна «бумера» бумажку и сигарету. Заметившая это мотоциклистка подъезжает к ярко–красному БМВ и высыпает сор обратно в салон иномарки. В другом эпизоде пустая бутылка вылетает из «Форда», а мстительница ее поднимает и ловко приклеивает скотчем к боковому зеркалу нарушителя.

Есть в ролике и такие кадры: владелец джипа оставляет на дороге пакет с объедками фаст–фуда. Движимая не только лошадиными силами своего мотоцикла, но и жаждой сделать улицы чище, лихая наездница догоняет «гелик» и вываливает содержимое на переднее сиденье.

Видел я и более жесткий сюжет: водитель избил «свинтуса» прямо на дороге... Такие кадры — наука и предостережение совсем уж обнаглевшим автовладельцам. Фурия на мотоцикле берет пример с активистов скандально известного движения «СтопХам» (борьба с незаконными парковками). И ее методу могут перенять еще более экзальтированные персонажи. Ведь там, где нарушители чувствуют безнаказанность, место беспомощных «людей при исполнении» занимают пресловутые рассерженные горожане. Зачастую их импульсивные действия и публичные акции возмездия еще больше усугубляют напряженную ситуацию, загоняют социальный недуг вглубь, не решая самой проблемы. Самосуды до добра не доводят! Правовой вакуум нужно заполнять разумными и жесткими порядками.

Даже в нашей славящейся ухоженностью городов, полей и весей стране назрела необходимость создания экологической полиции. Выплеснул шофер из окна автомобиля банку с компотом — получай штраф. Забыл, где в салоне пепельница, спутал с ней городской перекресток — ступай платить по квитанции...

«Уже разработан проект указа, предусматривающий наделение должностных лиц Минприроды правом проверять у физических лиц документы, удостоверяющие личность, останавливать транспортные и плавучие средства, проводить досмотр. Могут быть учреждены форменная одежда и знаки различия для работников органов природоохранного ведомства», — лично я не вижу ничего возмутительного в этом сообщении пресс–секретаря Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Татьяны Евдасевой. Люди в форме, хотя и без «макаровых» в кобуре, наверняка помогут дорожной милиции именно на тех участках, куда не добираются колеса ДПС.

Наверняка главным оружием экологов, если их поправки в КоАП одобрят парламентарии, станет именно норма о конфискации автомобилей у «грязнуль»–рецидивистов. Не вижу иного способа достучаться до наглецов, которых не пугают даже многомиллионные штрафы. К тому же наверняка многие из них подпадут и под статью об изъятии транспорта у нетрезвых за рулем. Вот у меня в голове не укладывается: разве может взрослый человек в здравом уме метать предметы на тротуар, дорогу, а то и будто нарочно целясь в прохожих? Неужели не испытывают такие персонажи гордость за чистоту наших улиц, ухоженность автотрасс, которые, ты тут несомненно прав, давно стали одной из визитных карточек Беларуси?

Метод конфискации авто, как известно, достаточно успешно практикуется в течение года в контексте борьбы с «пьяными» ДТП. Шоферы стали меньше экспериментировать с алкоголем, больше дорожить своими автомобилями.

«С января по октябрь за управление транспортным средством в состоянии опьянения задержаны более 23.000 водителей, что на 16,7 процента меньше по сравнению с аналогичным периодом 2013–го. Из них повторно в течение года сели за руль пьяными чуть более 1.900 водителей. В прошлом году таких нарушителей было больше на 32,1 процента», — сообщила журналистам старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Анна Банадык. И сделала вывод: «Предпринимаемые меры постепенно дают свои результаты».

Как видится, большим подспорьем в общем деле сражения за безопасность и чистоту автотрасс станет и Декрет Президента № 5. Ведь усиление требований к руководителям и работникам организаций включает в себя и повышение дисциплины, непримиримость к нарушителям закона. Разговор с теми, кому наплевать на общепринятые нормы, будет коротким: «Получите расчет. В ваших медвежьих услугах более не нуждаемся».

Только так, а не иначе. Хамство во всех его проявлениях должно стать дорогим и рискованным «удовольствием». Напоследок передам любителям свинячить на улицах, в дороге, лесах, на пляжах совет одного мудрого человека: «Бросая мусор мимо урны, не забывайте хрюкнуть!» Так хотя бы будет честнее.


Советская Белоруссия №243 (24624). Суббота, 20 декабря 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter