Затыкать ли уши, когда поет Сергей Шнуров и ему подобные?

Этажи эпатажа

Весна... Накануне выходных и скорого старта массовых отпусков душа требует песен. У каждого из нас в подсознании с детства заложен свой плей–лист. Но жизнь на месте не стоит: список хитов все богаче, а на сцене все теснее. Отсюда и возникает проблема выбора. Какой клип загрузить в гаджет? Что предпочесть: танцевальные мелодии конца прошлого века или нынешний эпатаж? Каждый решает сам, но чтобы помочь вам определиться, журналисты «СБ» продолжат большой разговор о пределах допустимого на телеэкране и в интернете. Поводов для подобной дискуссии хоть отбавляй: и ожидание сюрпризов от участников сегодняшнего финала «Евровидения», и шокирущие эксперименты фриков, по которым с ума сходят завсегдатаи видеохостингов. Впрочем, более всего наших полемистов зацепил очередной скандальный ролик группировки «Ленинград» с песней «В Питере — пить!». Каждый из спорщиков увидел в новом хите Сергея Шнурова свое. Один — остросоциальную сатиру, другой — пошлость и матерщину. Итак, что это было? И чего ждать от Шнура и ему подобных мастеров эпатажа дальше? Излагайте вашу версию на портале sb.by, уважаемые читатели!

  8-piter06 (Копировать).jpg
Фото  spletnik.ru

8-piter08 (Копировать).jpg
Фото  i-r-p.ru

Лабутены против лонгридов


Роман РУДЬ

Елки–палки! Пожалуй, это самое крепкое выражение, которое я смогу позволить себе в нашем споре. А жаль. Используй я лексику Сергея Шнурова, моя точка зрения, возможно, дошла бы до тебя быстрей и, несомненно, возобладала! Ведь обсценная лексика, как бы ни осуждала ее общественная мораль, является самой экспрессивной, яркой частью языка, наотмашь бьющей в самую тютельку любого явления или проблемы. И Шнуров блестяще это доказал, без нудных умствований. Просто спел несколько песенок на нецензурном языке, снял на них ряд клипов, выложил в интернет, и там уже выяснилось, что царица всех доказательств — вовсе не явка с повинной, а сухая и тихая, но вместе с тем оглушительная статистика. Количество просмотров как показатель бешеной популярности. Скажем, клип на песню «Экспонат» за три с половиной месяца просмотрели более 70 миллионов раз. А новый ролик «В Питере — пить!» всего за три дня захотели увидеть почти 3 миллиона человек. Какие еще нужны аргументы в пользу того, что группа «Ленинград» выбрала верный способ разговора со слушателями?

Видишь, Андрей, к чему клоню? Претензии насчет низковкусия следует адресовать не исполнителю Шнурову, а его аудитории. Не он своими песнями приучил людей к нецензурщине. Это публика потребовала, чтобы с ней говорили на понятном языке подворотен и рюмочных. Будь уверен, если большинство поклонников «Ленинграда» вдруг оказалось бы любителями изящной словесности, Шнуров вмиг начал бы изъясняться высоким штилем светских салонов. Он тоньше всех других музыкантов чувствует настроения и желания толпы, а также требования времени. И неизменно поспевает за ними, а то и опережает. Когда вся армия эстрадных «звезд» еще только присматривалась к этому непонятному явлению — интернету, Шнуров уже вовсю рекламировал сайт своей группы, положив ее сетевой адрес в основу залихватского припева. Помнишь «Вэ–вэ–вэ Ленинград, СПб точка ру»? Так случилось и с запретной лексикой: в какой–то момент Шнур понял, что огромная часть его слушателей вовсе не ругается матом, а им разговаривает.

И как бы ни морщились ревнители нравственности, но это сработало. Причем выразилось не только в приросте армии поклонников музыканта, но и в конкретных экономических результатах. Не удивлюсь, если когда–нибудь выяснится, что песня «Экспонат» написана в тайном сговоре с дизайнером обуви Кристианом Лабутеном: именно после нее резко подскочили продажи уже подзабытых туфель с красной подошвой. Сейчас, после премьеры последнего клипа, сходного денежного эффекта на полном серьезе ожидают власти города на Неве. Ты же слышал, что заявил председатель комитета по развитию туризма в Санкт–Петербурге Виктор Кононов? Цитирую: «Послушав песню «В Питере — пить!», как бы кто ни относился к самому клипу, группе «Ленинград» и Сергею Шнурову (негативно или позитивно), у людей появится желание посетить Петербург. Необязательно всем следовать пожеланиям автора. Приедут, чтобы просто удостовериться, что здесь в Петербурге есть все — памятники, музеи, рестораны, события и праздники на все вкусы и возрасты. Мы можем только поблагодарить Сергея Шнурова за то, что не забывает родной город, который действительно является центром туризма».

Злопыхатели, типа певца Юрия Лозы (тоже, кстати, известного весьма скандальными заявлениями), скрежещут зубами. Все потому, что они застряли в прошлом и продолжают молиться на возможности телевещания, в то время как прогрессивные исполнители оценили массовость видеохостингов в интернете. Лоза и ему подобные до сих пор думают, что слушатели крутят ручку настройки радиоприемника и ловят там ФМ–станции. А это уже прошлый век, сейчас рейтинги зарабатываются (читай — аудитория завоевывается) по большей части в глобальной сети.

Если же разбираться досконально, то все последние клипы «Ленинграда» — отнюдь не зубоскальство или жажда дешевой популярности. Это злая социальная сатира, где антигерои нашего времени высмеиваются довольно жестко. В ролике об излишне фанатичных приверженцах здорового образа жизни, если перевести его с матного на приличный, идет речь всего лишь о том, что даже в спортивных увлечениях необходимо соблюдать меру. В «Экспонате» объект насмешки — туповатая девица, готовая на любые жертвы ради мнимого принца. Наконец, недавняя песня якобы про Питер — на самом деле про людей, привыкших любые проблемы решать водкой. Не исключаю, что своими нецензурными песнями Шнуров сделал для воспитания молодежи не меньше, чем традиционная педагогика.

А знаешь, что меня страшит куда больше, чем матерный, но понятный и честный «Ленинград»? Язык нашей донельзя рафинированной интеллигенции. Прочел недавно статью одного молодого литератора, ничего не понял. Там речь шла, понятно, о медиа и трендах. Привожу дословно: «Симбиоз в ньюзфиде лонгридов...» Это он как бы на русском языке пишет, между прочим. Ну а дальше — больше, про мэппинг и бустер. Лучше уж я злословного Шнура еще раз послушаю...

rud@sb.by

Спасите наши уши


Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ

Что же тебя сдерживает, Роман? Крой многоэтажным, «включай Шнура», жди восторженных откликов! Впрочем, ты ж еще не такой отмороженный, как главарь группировки «Ленинград». Тебе не все равно, что о тебе подумают люди и что увидят в твоем монологе уважаемые читатели «СБ» и твоя семья. И мат на всю, условно говоря, Романовскую Слободу ты себе не позволишь. А вот для Сергея Шнурова и ему подобных гнать похабщину — не проблема. Причем таких маргиналов, как известно, везде хватает. Только одни грязно бранятся возле гастрономов и пивбаров, стрясая с прохожих по копейке на опохмел, а другие собирают полные концертные залы готовых скинуться на BMW Alpina B6 для жены идола — Матильды Шнуровой. Кстати, ты слышал, какой грязный стих сочинил твой любимец о машине, сгоревшей возле Мариинского театра? Цитировать не стану. Это сугубо прерогатива фанатов шнуровского эпатажа... Среди них, увы, не только гопники в майках–алкоголичках. Люди, причисляющие себя к интеллигенции, обмениваются «ленинградскими» хитами в соцсетях, ставят лайки и «классы» сомнительному шедевру «В Питере — пить!» и спрашивают лишний билетик перед сеансами массового опошления.

Вспоминается почти 5–летней давности пародия на лидера «Ленинграда» в программе «Большая разница»: «Пустые бутылки в фойе, аромат копченой мойвы в партере, перегар в бельэтаже и мат на балконе говорят нам о том, что сегодня творческий вечер выдающегося композитора, поэта и исполнителя Сергея Владимировича Шнурова под названием «Неужели полтос?»

«Типовой портрет поклонника группы «Ленинград»: невротизированный городской служащий, за которого его скопившуюся агрессию канализирует в матюги свой в доску пацан в майке–алкоголичке на сцене», — такое объяснение феномену популярности Шнура выдал один известный своим цинизмом интернет–ресурс, с которым я далеко не всегда согласен. Но тут — в точку! Бьют в цель и слова певца Юрия Лозы: «Люди идут на концерты Шнура не за музыкой и песнями. Это эстрадный бомж, а его якобы эстетика — нарушение запретов. Он создает иллюзию, что пытается переступить черту. Если он просто споет, люди его не поймут».

Сам Шнур как–то назвал себя представителем «протестной эстрады». А ты между строками нецензурщины так и вовсе умудрился зорко разглядеть некую социальную сатиру, якобы честно отражающую проблемы времени. А то, что одна из героинь клипа — пожилая экскурсовод Русского музея — бросает крепкое словцо в глаза детям, тебя нисколько не смущает? И таким же ребятишкам в очередном «шедевре» менеджер и даже гаишник показывают мастер–класс: как пить, куролесить и материться. Разве не коробит? Сожалею, что среди заступников пошляка и циника есть и председатель комитета по развитию туризма Санкт–Петербурга. Виктору Кононову следовало бы помониторить видеохостинг YouTube, чтобы осознать: Питер не нуждается в убогой «рекламе», которую будто бы делает Шнуров. Кстати, задевая честь Москвы, Ростова, Челябинска. В белокаменной, кстати, скандальная группа давненько под запретом. Еще мэр Лужков запретил концерты «Ленинграда» в Москве: «У нас не курят и не матерятся».

Судя по всему, достал Шнур и представителей властей других регионов. В конце апреля лидер группы и две новые солистки «Ленинграда» были оштрафованы, правда, не очень серьезно, за матерщину на концерте в Белгороде. Кроме того, некоторые граждане не прочь подать на Шнурова в суд.

«Есть вполне внятные правила общественного поведения, регулируемые Административным и Уголовным кодексами, и я имею все основания требовать, чтобы меня и моих детей оградили от этой обезьяньей свободы маргиналов, от мата в шоу–бизнесе и повседневной жизни, от публичного питья водяры из горла, от открытой пропаганды наркоты». Думаю, не я один готов подписаться под каждым из этих слов возмущенной россиянки. И, кстати, весьма рад, что в Беларуси, по крайней мере, на большой сцене, близнецов у Шнура нет. Хотя, конечно, экспериментаторов калибром помельче и в наших краях всегда хватало... К сожалению, вирус пошлости не знает границ. Горько, но развлекательные шоу и сетевые ресурсы навязывают нашим детям таких вот шнуров и других люмпен–комедиантов. Не восторгаться засилью юмора ниже пояса надо, а думать, какой метлой этот мусор быстрее вымести. Искусственная цензура, понятное дело, уже не поможет... Но первая линия обороны, безусловно, семья. Мой тебе совет: загрузи в мобильник какой–нибудь старый трек Виктора Цоя. Вроде такой же питерец, как и Шнур. И пай–мальчиком не был. Но его яркие стихи завоевали нашу любовь без единого выстрела матом. Кстати, в цоевской песне «Видели ночь» тоже, как и в новой шнуровской песне, речь о загулявших горожанах. Но что запоминается у Шнурова? «А в Питере — пить! В Питере — пить! В Питере тире — пить!» А вот тебе Виктор Цой, настоящий талант из кочегарки: «Мы вышли из дома, когда во всех окнах/ Погасли огни один за одним./ Мы видели, как уезжает последний трамвай./ Ездит такси, но нам нечем платить./ И нам незачем ехать, мы гуляем одни./ На нашем кассетнике кончилась пленка. Мотай!/ Видели ночь, гуляли всю ночь до утра...»

Почувствуй разницу! И поскорее расшнуровывайся.

spetsnaz@sb.by

Советская Белоруссия № 90 (24972). Суббота, 14 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter