В уникальных фортах Брестской крепости теперь проводятся квест-экскурсии

Что скрыто под литерой А

Непосредственно в Брестской крепости ежегодно бывают сотни тысяч туристов. А вот крепостные форты, расположенные поодаль, остаются без должного внимания. Брестские архитекторы Александр Жарков и Андрей Воробей решили исправить ситуацию. Они «открыли» туристам забытый форт, обозначенный военными строителями литерой А.

По мнению организаторов, с помощью экскурсий удастся сохранить уникальное фортификационное наследие Брестской крепости.
Фото IBREST.BY

Александр Жарков сожалеет, что уникальное фортификационное наследие Брестской крепости пока еще слабо используется:

— Пока только форт номер V доступен туристам. Там музей. Остальные форты остались «за кадром». Весной мы зарегистрировали фонд «Фортификация Бреста», разработали туристические маршруты, получили сертификаты как экскурсоводы... Почему форт А? Это уникальное сооружение. Построенный в 1912–1915 годах, он имеет 4 дота, 3 наблюдательных пункта. После войны его использовали ракетчики. Было бы замечательно в перспективе создать здесь музей. У нас много материалов по Первой мировой войне, по Великой Отечественной, много военных экспонатов советского периода. Есть что показывать.

Но для начала заглянем в прошлый век. Почему строились форты? Потому что ко второй половине XIX века Брест–Литовская крепость уже не вполне соответствовала своему назначению. Началась ее поэтапная реконструкция. К 1888 году вокруг крепости возвели девять кирпично–земляных фортов. Общая длина оборонительной линии достигала 30 километров. В 1911 году был одобрен новый генеральный план развития крепости. На расстоянии 6–7 километров создавалась линия из 11 новых фортов, получивших литерное обозначение.

Фото by-brest-forts.livejournal.com

К весне 1915 года крепостная позиция получила законченный вид, и крепость Брест–Литовск стала одной из наиболее подготовленных в Российской империи. Правда, в боевых действиях Первой мировой она практически не приняла участия...

Что с фортами сейчас? Одни попали под промышленную и жилую застройку и были снесены, другие после Великой Отечественной войны отошли к Польше, а часть сохранилась. Почему бы их не показывать туристам? За это дело взялись военно–исторический клуб «Рубеж» и фонд «Фортификация Бреста», которыми руководят Александр Жарков и Андрей Воробей.

Недавно мне посчастливилось стать участницей квест–экскурсии в форт А. Чтобы увлечь человека, надо дать ему самому все прочувствовать. Организаторы разделили нас на две команды. Дали задания и бросили, можно сказать, на баррикады. Мы искали фрагменты, чтобы в результате составить из них карту Брест–Литовской крепости образца 1907 года. Разгадывали загадки. Удивлялись. Вот наш гид, одетый в форму красноармейца, показывает, как обезвреживали мины. Затем мы дружно освобождали пленного. Встретили «бессменного часового». Помните повесть Сергея Смирнова о часовом, который оказался завален в подземельях и стоял в карауле, пока его не освободили? От Первой мировой войны перешли к советско–польской. 



Потом — Великая Отечественная. Красноармеец показывает, как велись подрывные работы. Мы пленили немца. Потом — освобождение Беларуси. И — «холодная война». На последнем рубеже поупражнялись в метании гранат. Купили сувениры... Экскурсия длилась 2,5 часа, которые пролетели как миг. За это время наши экскурсоводы несколько раз незаметно переодевались в форму того периода времени, о котором рассказывали.

Александр Жарков считает, что с помощью экскурсий удастся сохранить форт:

— Здесь экстремалы упражнялись на квадроциклах, ходили «черные копатели», дачники выбрасывали отжившую бытовую технику. Мы провели субботник. Расчистили кустарник, вывезли мусор. У форта огромный потенциал. Можно организовывать не только приключенческие игры, но и простые обзорные, велосипедные и даже экологические экскурсии.

Действительно, форт интересен еще тем, что здесь — республиканский заказник «Барбастелла». С крупнейшей в Европе зимовкой летучих мышей. После вывода подразделений Советской армии в бесхозных сооружениях сформировался пещерный микроклимат: высокая влажность — до 95 процентов и температура плюс 1–5 градусов. С ноября по март здесь собирается свыше 2,5 тысячи особей рукокрылых 12 видов, в том числе внесенных в Красную книгу.

valentina3@mail.ru

Советская Белоруссия № 168 (24798). Четверг, 3 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter