Легендарная композиция на белорусском павильоне ВДНХ будет восстановлена за средства Союзного государства

Высокие люди

Корреспонденты «СОЮЗа» были в числе тех, кто смог наблюдать, как гигантский автокран снимает с крыши павильона N 18 «Республика Беларусь» на ВДНХ скульптуры известной композиции «Труженики». Прогуливающиеся по центральной аллее всероссийской выставки энергично нажимали на кнопки своих мобильников, вели съемку фото– и кинокамерами. Все они хорошо понимали, что благодаря счастливому случаю стали свидетелями исторического события.

Пять замечательных фигур над фронтоном белорусского павильона — «Доярка», «Агроном», «Колхозница», «Охотник» и «Механизатор» — более шести десятилетий взирали с высоты на Колхозную площадь выставки и проходящих людей. А повидали эти произведения социалистического реализма на своем веку немало — беззаботные толпы жителей и гостей послевоенной Москвы, улыбающихся советских генсеков и президентов многих стран, «строителей коммунизма» и торговцев всех мастей, заполонивших в 90–е практически все выставочные павильоны... Но, увы, жара и морозы, пронизывающие ветры и дожди сделали свое дело — бетон, из которого отлиты фигуры, выкрошился, сквозь прорехи торчит ржавая арматура. Как шутят реставраторы, по этим «останкам» можно изучать «анатомию» «тружеников». Видны и следы косметических ремонтов, которые время от времени проводились и ограничивались латанием дыр обычным цементным раствором.

Впрочем, и «Агроном», и «Доярка», и их спутники могли бы еще простоять несколько лет, но на фоне новенького, тщательно отреставрированного белорусами павильона, на фоне гигантской «Родины–матери», венчающей купол и заново облицованной позолоченными плиточками — смальтой, — они выглядели жалко. «Труженики» требовали замены.

«СОЮЗ» тщательно отслеживал все этапы реконструкции белорусского павильона, опубликовав несколько репортажей. В этом году реставрация была, наконец, завершена, она обошлась в кругленькую сумму — более чем в полмиллиарда российских рублей! Строительные леса сняли, а величественное здание с античной колоннадой предстало перед гостями выставки во всем своем историческом великолепии. О чем мы тоже не преминули рассказать.

Руководил работами тогдашний директор павильона «Республика Беларусь» Владимир Тишуров, который подробно нам рассказывал, как проходили все три очень серьезных этапа восстановления. Да, московские власти сдали павильон белорусам в аренду на 50 лет за символическую плату в один рубль в год, но потребовали вернуть ему первозданный вид. И арендаторы с этой задачей прекрасно справились. Но вот оказывается, что реставрация не завершена, с кровли снимают скульптуры...

По словам нового руководителя павильона Геннадия Романенко, это последний штрих масштабной реставрации.

— То есть, — уточнили мы, — вы просто убираете старые фигуры?

— Нет, конечно! — парирует Геннадий Михайлович. — Их место до начала ноября займут новые, абсолютно такие же...

Но ведь Тишуров нам говорил, что финансирование проекта завершено, откуда ж деньги?

Оказалось, что профинансированы работы из бюджета Союзного государства. На изготовление новых фигур, их доставку в Москву, установку, а также демонтаж старых, было истрачено, по нашим данным, не меньше пяти миллионов российских рублей. Занималось этим всем старейшее предприятие Беларуси — ОАО «Белреставрация», специалисты которого, как они нам похвалились, умеют все: и строить Дворец  Независимости в Минске, и золотить купола самаркандских мечетей, а также делать еще массу других разнообразных и разнокалиберных дел.

Вот что рассказал обозревателю «СОЮЗа» заместитель генерального директора «Белреставрации» Александр Климашонок, руководивший работами:

— Примерно полгода назад, после того, как Постоянный комитет Союзного государства дал согласие профинансировать работы, наши мастера отправились в Москву и сняли все необходимые мерки, причем с наиболее сложных фрагментов — лиц, рук и т.д. — были изготовлены точные слепки. Напомню, что высота каждой фигуры — два с половиной метра, а вес около тонны. Потом художники вылепили из глины пять мини–моделей, которые показали специалистам Мосгорнаследия, курирующим реставрацию. Модели так им понравились, что нам предложили показать их на архитектурной выставке в Лейпциге...

Впрочем, были и замечания. По словам Климашонка, приемная комиссия заметила, что на куртке одной из скульптур отсутствует клапан на кармане. Замечание устранили.

После того как модели были одобрены, мастера приступили к «черновой формовке» — в гипсе, то есть изготовлению фигур в натуральную величину, а также форм для отливки. Отливали фигуры из сверхпрочного фибробетона. Его состав — цемент и жидкое стекло. Армировано все стеклосеткой и прутьями из нержавейки. По словам специалистов, таким бетоном заливают взлетно–посадочные полосы аэродромов.


Как заверил нас Александр Климашонок, «хотя мы и даем гарантию в пять лет, но можно уверенно сказать, что скульптуры без видимых изменений простоят полвека — это точно!».

Я не поленился проверить слова заместителя гендиректора. Ящики с новыми фигурами были уже разгружены из фуры, ждали своей очереди, чтобы вознестись на кровлю павильона. Я тщательно осмотрел и ощупал одну из них, и мне показалось, что Климашонок скромничает, — эти наследники состарившихся представителей соцреализма переживут эпохи. А что вы хотели? Павильон «Республика Беларусь» занесен в список объектов культурного наследия федерального значения.

Досье «Союза»


Павильон «Республика Беларусь» (прежде — Белорусская ССР) на ВДНХ считается историческим памятником всероссийского значения. Поначалу павильон, построенный в 1937 году, был деревянным. В тот год его открытие было приурочено к началу работы Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Во время Великой Отечественной войны и до 1949 года павильон не функционировал. В 1954 году был возведен заново из камня архитекторами Г. Захаровым и З. Чернышевой. Это трехъярусное строение с монументальной колоннадой и скульптурой «Родины–матери» работы белорусского скульптора А. Бембеля. Вот как о ней отзывался известный доктор искусствоведения В.П. Толстой: «Эта скульптура, представляющая собой облицованную золотой смальтой фигуру колхозницы со снопом и венком, олицетворяет понятие Матери–Родины. Классический характер архитектуры павильона с мощным портиком и венчающей его легкой ротондой гармонирует с величавой торжественностью золотой статуи, господствующей над окружающим пространством. В ее покое есть какое–то движение. Эта статуя открывается неожиданно, когда подходите к павильону, дает новое впечатление». Стоит также напомнить, что первоначально вход в павильон украшала скульптурная группа белорусских партизан. Она, к сожалению, утеряна, но остались фотографии, по которым, возможно, ее когда–нибудь восстановят.

Александр Бушев

bush@rg.ru

Фото Романа ЩЕРБЕНКОВА

Советская Белоруссия № 202 (25084). Четверг, 20 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter