«Всю жизнь пашу как негр...»

Гость «СОЮЗа» — знаменитый белорусский дирижер
На «Славянском базаре в Витебске» ежегодно закладывают памятную звезду перед Летним амфитеатром и вручают Специальную премию Президента Беларуси «Через искусство — к миру и взаимопониманию». Уже 11 композиторов и певцов удостоены этой награды. В этом году лауреатом премии стал Национальный академический концертный оркестр Беларуси под управлением Михаила Финберга. Кстати, Финберг и лауреат премии Союзного государства в области литературы и искусства.


Михаил Финберг: Звезда — это награда всему оркестру.

— Михаил Яковлевич, как узнали о награде?

— Ехал в машине на фестиваль и по радио услышал.

— Кто такой в вашем понимании дирижер?

— Образованный человек. В музыкальное училище я поступал пять раз, потом окончил консерваторию, аспирантуру. И когда про меня говорят, что я работаю живьем, меня это обижает. Я же не мертвый.

— Как с годами меняются исполнители?

— Одни в лучшую сторону, другие — в худшую. Девяносто девять процентов артистов поют теперь под фонограмму. (Вживую на концерте — открытии фестиваля пел только Сергей Лазарев. — Прим. авт.). Я борюсь с этим, и ни одному артисту не позволяю петь под фонограмму.

— Как добиться успеха? У вас есть секрет?

— Я встаю в шесть утра и пашу как негр. Сейчас очень легко стать «звездой», но главный критерий этой самой звездности — это раскупаемость билетов.

— Назовите ваше любимое произведение.

— Я мыслю программами. Недавно сделал программу памяти Эльдара Рязанова, сейчас буду делать программу о музыкантах нашего оркестра. К слову, у нас ведь лучшие ритм и струнные группы в Европе.

— Вы стояли у истоков «Славянского базара». Что бы вы поменяли сегодня в организации фестиваля?

— А зачем менять? Из–за непродуманных новшеств мы, по сути, потеряли целое направление советской песни. Мы работаем и в джазе, и в классике. Я еще живой, у меня можно учиться. Другое дело, что пропал живой оркестр вообще. Все поют под фонограмму. В СССР в каждой республике был свой джазовый коллектив. Участница из России Екатерина Фырфа спела замечательно песню на этом «Славянском базаре» из репертуара оркестра Армении под руководством Орбеляна. Сейчас вот ехал в машине на фестиваль и чего только по дороге не услышал! Ни гармонии, ни настоящих голосов нет. Нет честных музыкальных учебников. Считаю, что надо больше открывать музыкальных учебных заведений.

— Победителем в этом году стал белорус Алексей Гросс. А его продюсер, Петр Елфимов, победитель «Славянского базара–2004»...

— Петр — очень хороший профессионал, очень музыкальный. Сам сочиняет, пошел преподавать. Теперь ему только бы не мешать.

— Вас называют инициатором возвращения большой музыки в малые города.

— Мы провели в маленьких белорусских городах сотни фестивалей. В Несвиже, Заславле, Турове, Мстиславле, Чечерске, Пинске, Молодечно... В Несвиже выпустили книги о фольклоре. Недавно открывали летний сезон на 16–м национальном фестивале белорусской песни и поэзии «Молодечно–2016».

— Насколько успешно развивается белорусская эстрада?

— Она, к сожалению, развивается как фонограммная...

— Где ваша родина?

— Я родился в Беларуси. Мама — прачка, отец — рабочий. В Курске стал воспитанником военного оркестра, оттуда и пошла моя музыкальная карьера, поэтому культурное пространство Беларуси и России не делю.

— Вы — лауреат премии Союзного государства,чем вам дорога эта награда?

— Эту премию присуждают серьезные эксперты тайным голосованием, ее просто так не получить. Когда мне присуждали, в жюри были два ректора — Ленинградской и Московской консерваторий. Я благодарен судьбе за эту премию.

Тем временем

На открытии «Славянского базара» были вручены премии Союзного государства в области литературы и искусства. Лауреатами стали главный дирижер Большого симфонического оркестра России им. Чайковского, народный артист СССР Владимир Федосеев за проект «Песни военных лет»; авторский коллектив, создавший музыкальный альбом «Где калина цвела», — народный артист Беларуси, руководитель и солист ансамбля «Сябры» Анатолий Ярмоленко; композитор Олег Елисеенков и поэт Иван Юркин; группа авторов памятника Святейшему Патриарху Алексию II в Минске — протоиерей, настоятель Всехсвятского прихода Федор Повный, скульптор, заслуженный деятель искусств Беларуси Владимир Слободчиков, архитектор Игорь Морозов.

Премия вручается каждые два года. И за всю историю премии ее получили 32 человека. На встрече с лауреатами премии во время «Славянского базара» Анатолий Ярмоленко рассказал, что основу альбома составили песни, которые исполнялись в Беларуси и России. Когда люди поют одни и те же песни, они не будут воевать. В сентябре у ансамбля концерт в Лужниках.

Бронзовый монумент Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II появился в Минске в 2012 году. Алексий стал патриархом в роковые времена распада СССР. Протоиерей Федор Повный рассказал о творческих муках во время создания памятника. Долго искали место для него. Даже вырезали из картона фигуру патриарха и ходили с ней по Минску, примерялись. Наконец, памятник обрел свое место на земле и в истории Беларуси. «Мне запало в душу выступление Алексия в Киеве в 1998 году, — рассказал архитектор Игорь Морозов. — Дефолт, потеря почвы... Он же призывал встать на дорогу и ее преодолеть. Это памятник путнику, который знает, куда идти. Надписи на памятнике нет. Патриарх как живой продолжает общаться с народом. Когда у нас проходят массовые мероприятия, к памятнику патриарха очень любят «прилепляться» дети»...

Татьяна Хорошилова

sh@rg.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter