Туда, где ждут

«БелАЗы» будут собирать в Кемерово

«БелАЗы» будут собирать в Кемерово


В Кемеровской области может появиться «двойник» Белорусского автомобильного завода, на весь мир известного своими карьерными самосвалами грузоподъемностью до 360 тонн. Переговоры на эту тему состоялись на днях на самом предприятии и в белорусском Правительстве с участием первого заместителя губернатора российского региона Валентина Мазикина. Предполагается, что новое совместное предприятие освоит выпуск «по полной программе» тяжеловесов, способных взять на борт 90 тонн. А в перспективе может быть налажено и производство более мощных 130–тонных машин. Такое сотрудничество было бы выгодно обеим сторонам, отметили участники переговоров.


Первый шаг к углублению интеграции был сделан несколько лет назад, когда в Кемеровской области начало действовать совместное предприятие «КузбассБелАЗавто». Сегодня это один из крупнейших дилеров БелАЗа в России, через него реализуется 56 процентов всей техники, изготовленной белорусским предприятием. Валентин Мазикин отметил, что ежегодно его регион закупает около 400 белорусских тяжеловозов, и потребность в них будет расти. Ведь в ближайшие годы в России добыча каменного угля увеличится примерно на 100 миллионов тонн. Основная часть прироста придется на Кузбасс.


— Это потребует укрепления материально–технической базы наших предприятий, — считает Валентин Мазикин. — Мы хотим не только покупать «БелАЗы», но и производить, ремонтировать технику у себя. Это рабочие места, налоги в бюджет.


В прошлом году в Кемеровской области открылся сервисный центр, обслуживающий белорусские карьерные самосвалы. Начато и производство некоторых важных узлов и деталей. В том числе кузовов — их в нынешнем году здесь изготовят 120. Что это дает? Не надо везти тысячи тонн металла из России в Беларусь, а затем в виде готового изделия обратно. В итоге белорусский самосвал стал дешевле, что выгодно всем участникам сотрудничества. Белорусским — потому что повысилась конкурентоспособность, российским — потому что создали новые рабочие места и сэкономили на стоимости машин. Этот эффект многократно возрастет, когда в Кемеровской области начнется полномасштабное производство 90–тонников. Их здесь будут выпускать по 150 — 200 в год, так что хватит и соседним российским регионам.


Выгодно это будет и Белорусскому автозаводу. Сейчас в мире, в том числе России, наиболее востребованы автомобили–гиганты грузоподъемностью 220 тонн и выше. По оценке потребителей, спрос тут пока превышает предложение. На выпуск таких исполинов в первую очередь и ориентируется БелАЗ. В прошлом году он выпустил 521 машину грузоподъемностью от 90 до 360 тонн — на 190 больше, чем в 2010 году. Однако в ближайшие два года предстоит еще вдвое увеличить выпуск такой техники, сообщил генеральный директор ОАО «БелАЗ» Петр Пархомчик. Для этого строятся новые производственные корпуса общей площадью свыше 23 тысяч квадратных метров, закупается новейшее оборудование. Перенос в Кемеровскую область производства 90–тонников позволит акцентировать усилия на более тяжелых и рентабельных машинах. В которых, к слову, Кузбасс также заинтересован. Именно здесь работают первые белорусские самосвалы грузоподъемностью 320 и 360 тонн. А на БелАЗе планируют в следующем году изготовить и вовсе не имеющий равных 420–тонный гигант. Гости из Кемерова заявили, что готовы взять на испытания и его.


Так сообща отрабатывается наиболее приемлемая модель сотрудничества, предполагающая совместное производство, обслуживание и ремонт, а со временем, очевидно, и разработку высокотехнологичной наукоемкой продукции, выпуск которой сегодня по силам лишь нескольким наиболее развитым странам. Это, конечно, намного более глубокая степень интеграции, чем просто торговля металлом или готовыми машинами. Примечательно, что по новой схеме предполагается со временем наладить совместный выпуск и другой сложной техники. В Кемеровском регионе не производится коммунальный транспорт, пока предполагается закупать его в Беларуси. Однако область заинтересована в создании совместного предприятия по выпуску трамваев, автобусов и троллейбусов, поскольку проблема обновления подвижного состава стоит достаточно остро.


— Будем и дальше развивать взаимовыгодное сотрудничество, — заверил Валентин Мазикин. — Есть понимание и желание совместно работать.


bibikov@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter