В Минске начал работу форум вузов инженерно-технологического профиля

Смотрите, что мы можем

ОСОБАЯ деловая и научная атмосфера витает в эти дни в Белорусском национальном техническом университете. Здесь уже в третий раз под эгидой Союзного государства и при поддержке образовательных ведомств двух стран собрались представители вузов инженерно-технологического профиля - ректоры, профессора, аспиранты, студенты. Цель - придать новый импульс подготовке кадров, определяющих научно-технический прогресс, а значит, и развитие Союза Беларуси и России в целом.

О первом из таких форумов напоминает прижившееся в университетском скверике дерево, посаженное с участием Гоcсекретаря Союзного государства Григория Рапоты. Он реально поддержал тогда интеграционную инициативу минского БНТУ и Национального исследовательского университета "МЭИ" из Москвы и вчера вновь был в Минске, участвуя в открытии очередного раунда встреч. Вместе с ним в стенах родного БНТУ оказался и известный российский ученый, нобелевский лауреат Жорес Алферов. Он не только выступил со сцены, но и побывал на энергетическом факультете, где некогда начинал учиться. Сейчас там действует лаборатория его имени.


Нынешний форум от первого отделяет не так уж много времени, но уже видны реальные результаты сотрудничества. О них рассказывают выставки, открывшиеся на территории университетского городка. Вот на асфальтированной площадке возле автотракторного факультета расположилась продукция минских автомобильного, тракторного заводов, Минского завода колесных тягачей, дорожная, лесозаготовительная, коммунальная техника ОАО "Амкодор". Практически вся она создается в тесной кооперации с российскими предприятиями, экспортируется в Россию. Так что получился своего рода добротный самоотчет перед альма-матер, где подготовлены многие сотни специалистов для названных предприятий. МАЗ показывает три новых магистральных тягача и автобус, МТЗ - пять колесных тракторов, от гигантского пахаря о восьми шинах до мини-трактора. Будущие автомобиле- и тракторостроители, студенты других факультетов с интересом изучают эти, так сказать, наглядные пособия.


Свои новинки демонстрирует и МЗКТ. Инженер-исследователь предприятия Роман Козел, который рассказывает о них, лишь несколько месяцев назад получил диплом БНТУ, но уже, похоже, изучил сложнейшую технику в подробностях.


- Этот самосвал грузоподъемностью 32 тонны берет в кузов на две тонны груза больше предшественника. Машина серийная, хорошо зарекомендовала себя в России. А эта новинка, грузовик-вездеход для пограничников, еще только проходит испытания. Но интерес вызывает большой. У него уникальные возможности. Независимая подвеска четырех ведущих колес позволяет ехать по бездорожью со скоростью до 100 километров в час.


А по соседству в выставочном павильоне интересные разработки демонстрируют Томский, Воронежский, Нижегородский, а также Брестский и Гомельский техуниверситеты. Большинство создано с участием студентов, аспирантов и молодых ученых. Многое уже внедрено на практике. Например, технология производства листовых рессор для грузовых автомобилей. Разработчики утверждают, что она не имеет аналогов в мире. Понятно, что объединение образовательного процесса, самих научно-технических исследований позволит добиться еще большего.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ


Григорий Рапота, Госсекретарь Союзного государства:

- К великому сожалению, с 1990-х годов интерес к людям инженерной науки был запредельно низким. И это плохо. Потому что именно на этих людях, на их знаниях держится и развивается экономика стран. Именно люди этой профессии часто являются мощным связующим звеном во взаимоотношениях с другими государствами. И мы были очень рады в Постоянном Комитете Союзного государства, когда поступила инициатива от вузов Беларуси и России о созыве такого форума. И мы как могли этому помогали и будем помогать. Я думаю, что жизнеспособность этого форума заключается как раз в том, что он собирается не по указке сверху, а по инициативе тех, кто в этом кровно заинтересован. Мы же свою задачу видим в том, чтобы придать таким встречам системный характер. Чтобы они стали частью нашего межгосударственного взаимодействия.

Дело в том, что мы все время находимся в таком диалектическим процессе. С одной стороны, развивается глобализация. С другой - каждое государство заинтересовано обеспечить свою национальную безопасность. Если мы говорим об инженерной сфере и вообще о промышленности, то это можно охарактеризовать словом "самообеспечение". К примеру, если взять фармацевтику, то в такой большой стране, как Россия, да и в Беларуси всегда должны производиться на собственной территории, например, средства борьбы с эпидемиями. То же можно сказать о сельском хозяйстве. Если говорить о машиностроении, то обязательно нужно иметь собственную станкостроительную индустрию. Кстати, на это сейчас обращается большое внимание, и в Российской Федерации рассматривается как один из элементов взаимодействия с Беларусью, поскольку здесь сохранились компетенции по ряду аспектов этой промышленности. Энергетическая безопасность: для Беларуси это всегда было актуально, хотя тут есть лес, торф, солнечная энергия. Но для этого требуется определенный технологический уровень. Я предполагаю, что со строительством атомной электростанции Беларусь превратится в страну-экспортера электрической энергии. То есть набор технологических уровней должен соблюдаться. И очень хорошо, что об этом на форуме тоже пойдет речь. У нас очень много интересных идей, но в промышленное использование они часто идут в третьих странах, а потом мы покупаем готовый продукт. В том, чтобы решать такие проблемы, велика роль государства, того, что мы называем промышленной политикой. Перед Союзным государством стоит задача - проводить скоординированную, гармонизированную промышленную политику двух стран. Так что впереди много работы. Все инициативы, которые будут выработаны на форуме, мы будем тщательно изучать.

Владимир Яковлев.

bibikov@sb.by

Советская Белоруссия №193 (24574). Четверг, 9 октября 2014.










Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter