ОДНОЙ из летних премьер, которую готовит молодой, но уже имеющий свою аудиторию минский Театр Геннадия Гладкова «Территория мюзикла», станет постановка для детей и взрослых «Голубой щенок». Авторами спектакля, созданного специально для белорусских зрителей, стали российские мэтры — композитор Геннадий Гладков и поэт Юрий Энтин. Такая творческая щедрость от именитого творческого тандема неслучайна: вот уже три сезона в Минске существует коллектив, который носит имя маэстро Гладкова и пользуется его поддержкой. Об истоках этого сотрудничества и дружбе белорусской труппы и российского автора рассказал директор Театра Геннадия Гладкова «Территория мюзикла», артист и хореограф Дмитрий Якубович.
Дмитрий Якубович
— Дмитрий, почему авторский театр композитора Гладкова появился в Минске, а не в Москве?
— Были попытки создать театр в Москве. Была и поддержка со стороны государства, но не имелось команды, которая могла бы реализовать эту идею. Мы с режиссером Анастасией Гриненко сотрудничаем с маэстро с 2007 года. Мысль о создании театра в Минске у нас возникла, когда увидели, что здесь, в том кругу, где мы работаем, все нужные люди как раз есть. И главное — есть доверие автора к нам, ведь мы к тому моменту уже успели поставить в Белорусском музыкальном театре несколько его спектаклей. И Геннадию Игоревичу, и нам хотелось продолжать и развивать это сотрудничество, но в рамках одного театра делать это было уже достаточно сложно. Так появилась «Территория мюзикла». Сейчас у нас в репертуаре четыре спектакля и несколько концертных программ. 20 и 29 июня сыграем премьеру мюзикла для всей семьи «Голубой щенок», который писался конкретно для нашего театра.
— А как складываются финансовые взаимоотношения театра с авторами?
— Геннадий Гладков, поэты Юрий Энтин и Юлий Ким — это люди, которые выросли в Советском Союзе. Они были воспитаны так, что в первую очередь думали о творчестве, а не о гонораре. Просто работали, причем, писали и в стол в том числе. Наши авторы очень заразительны в своем стремлении что–то делать не ради денег, а ради самой идеи, которая тебя захватывает и ведет вперед. Наверное, они увидели в нас что–то родственное... Так что отношения у нас сугубо творческие и дружеские. Мне кажется, такое быстрое сближение произошло именно потому, что у нас одна группа крови в плане творчества.
— Но ведь Театр Геннадия Гладкова должны узнать и на родине его создателя. Увидят ли ваши спектакли россияне?
— Я считаю, появление «Территории мюзикла» очень символично, это как раз следствие интеграционной политики наших государств, Беларуси и России. Сближаются страны, сближаются и представители культурной сферы.
В 2013 году самому известному произведению Гладкова — «Бременским музыкантам» — исполнилось 45 лет. Эта сказка идет по странам всего бывшего Советского Союза, но именно версию, созданную нашей командой в Белорусском музыкальном театре, композитор пригласил в Москву на празднование юбилея. А первым российским городом, где побывала «Территория мюзикла», стал Смоленск. Недавно вернулись из Брянска, где показали весь наш репертуар. Возили мюзикл «12 стульев» в Санкт–Петербург — зрители аплодировали стоя. Есть договоренности и с другими российскими городами.
— Однако продажа билетов и успех на гастролях далеко не всегда зависят от качества спектакля...
— Капля камень точит. Да, активность в культурной сфере снизилась повсеместно, но даже в условиях экономического кризиса все равно люди работают. Может быть, с меньшей прибылью, но движение не останавливается. А мы более мобильны, чем большие коллективы, и не сидим сложа руки в ожидании зрителей и приглашений на гастроли.
— Вы артист по основной профессии, а артисты — люди, как правило, ведомые. Каково это — перейти в позицию человека ведущего, руководителя?
— Стресс, который я могу испытывать по каким–то вопросам, совершенно неважен. Главное, что мы работаем уже три года, и на сегодняшний день очевидно, что все наши действия были не напрасны. Когда мы показывали нашу первую премьеру, кто нас знал? Я помню очень хорошо ситуацию, когда люди спрашивали, что это такое — «Территория мюзикла»? Сейчас публика знает, что, как и где мы играем (театр работает на сцене Дворца культуры профсоюзов в центре Минска — прим. авт.). Да и артисты с нами бы не работали, если бы не доверяли в творческом отношении. Никогда творческих людей не соберешь даже просто за деньги, если им не интересно.
— Сейчас в Беларуси, не говоря уже о России, появляется много частных театральных объединений. Но они не доходят до такого уровня развития, как «Территория мюзикла». Как вам удалось перепрыгнуть пропасть, которая отделяет антрепризу от настоящего репертуарного театра?
— Любой коллектив начинается с антрепризы, а ее принято считать одноразовым проектом: собрались, сыграли, заработали и разбежались. У нас же изначально была другая установка: на то, чтобы регулярно показывать наш репертуар, выпускать как минимум две премьеры в год, постоянно ездить на гастроли. Опять же, когда мы начали работать, то сразу ощутили, что нашей публике не хватает того театрального ассортимента, который предлагается. В Беларуси два музыкальных театра, а этого мало. Так что мы заняли пустующую нишу и намерены заполнять ее собой еще больше. Единственное, чего нам не хватает для полного счастья, — это своего театрального дома. Мы арендуем площадку, а это сказывается на стоимости билетов и нашем самоощущении.
— Такой серьезный вопрос можно решить только с государственной помощью...
— Мы уже обращались в Министерство культуры, и я думаю, что нас не оставят без поддержки. У нас серьезные намерения и большие планы. «Территория мюзикла» не будет коллективом–однодневкой, мы стремимся к тому, чтобы быть настоящим, а не назначенным театром. Местом, куда люди идут из собственного желания и интереса.
Досье «СОЮЗа»
Дмитрий Якубович окончил Белорусскую академию искусств (первый в стране курс актеров музыкального театра) и Белорусский университет культуры и искусств с квалификацией «балетмейстер». В 1999–2015 годах — артист Белорусского музыкального театра, на сцене которого сыграл более сорока ролей. Автор хореографии к двум десяткам спектаклей в театрах Беларуси, России и Литвы, в том числе хореограф–постановщик эксцентрического балета «12 стульев» Геннадия Гладкова. Лауреат Международного конкурса молодых артистов оперетты и мюзикла (Екатеринбург), обладатель премии имени народного артиста России А. Маренича за вклад в развитие и сохранение жанра музыкального театра. В 2011 году прошел стажировку в нью–йоркском Broadway Dance Center по направлениям «Театральный танец», «Джаз» и «Степ». С 2012 года возглавляет Театра Геннадия Гладкова «Территория мюзикла».
Юлиана Леонович
LEONOVICH@SB.BY