Корпус реактора для Белорусской АЭС изготовили в Волгодонске

Первый - пошел!

ЧЕМ ближе пуск первого реактора Белоруской АЭС, намеченный на 2018 год, тем динамичнее развиваются связанные с этим события. Недавно "СОЮЗ" писал о том, как на заводе "Атоммаш" в Волгодонске по белорусскому заказу идет изготовление первой реакторной установки. И вот уже на днях ее корпус, многократно испытанный и проверенный, покинул заводские цеха и отправился в длительное путешествие на запад Беларуси, где вблизи городка Островец полным ходом реализуется крупнейший проект Союзного государства. Корреспондент "СОЮЗа" при содействии Минэнерго Беларуси и российского АО "Атомэнергомаш" стал свидетелем торжественного момента.


До места назначения — в белорусский город Островец — корпусу атомного реактора предстоит преодолеть 4 тысячи километров


Уже с утра готовый к отправке корпус реактора, внешне напоминающий огромную серебристую цистерну, возвышался на выезде из цеха на многоосном самодвижущемся транспортном устройстве. Многие заводчане пришли сфотографироваться на память на фоне изделия, изготовление которого длилось два с половиной года. Одна женщина в фирменной атоммашевской куртке даже расчувствовалась: "Родименький наш"!

Директор по производству волгодонского "Атоммаша" Виталий Шишов был не столь эмоционален, больше оперировал цифрами и фактами:

- Все 2.500 работников предприятия приложили усилия к тому, чтобы изготовить корпус первого реактора Белорусской АЭС в срок и с высоким качеством. Конструкторы, технологи, рабочие разных специальностей. Гарантируем его работу на протяжении не менее 60 лет. Второй реактор для Белорусской АЭС также в работе, завершим его быстрее, за 22 - 23 месяца. То есть через год он уже будет готов к отправке. Но это ускорение достигается не в ущерб качеству, а благодаря применению новых технологических приемов, совершенствованию оборудования. В ходе производства и перед отправкой агрегаты проходят всесторонние испытания, в которых участвуют представители белорусского Госатомнадзора, строящейся АЭС. К этому они относятся очень щепетильно, требовательно, но все необходимые акты они подписаны.

И вот он, самый волнующий момент. Представители российской атомной отрасли и белорусской энергосистемы перерезают алую ленточку. Многоосный транспортер, рыкнув мощным дизелем, медленно, со скоростью пешехода двинулся к заводскому причалу. Так для корпуса реактора стартовал 70-дневный марафон длиной около 4 тысяч километров. Начинается зона ответственности руководителя российского ГК "Спецтяжавтотранс" Сергея Тропина:

- Поскольку в Украине и юге Беларуси реки сильно обмелели, пришлось проложить значительно более долгий маршрут по российским водным артериям, а также по автомобильным и железным дорогам. Погодные условия нас ждут сложные. Одно из трудных мест - перегрузка в Великом Новгороде с баржи на специальную железнодорожную платформу. Преодолеть нужно всего 4 километра, но это участок с многочисленными коммуникациями, извилистый. Придется поднимать троллейбусную контактную сеть, укреплять дорогу. Как и на последнем отрезке пути в Беларуси от железнодорожной станции до стройплощадки АЭС.

К слову, в операции будет задействована уникальная многоосная железнодорожная платформа грузоподъемностью 500 тонн, единственная в Союзном государстве. Одна ее половинка использовалась при перевозках, вторую пришлось извлечь из запасников, привести в порядок. Впоследствии пригодится еще не раз.

Отправка корпуса атомного реактора в Беларусь знаменательна для "Атоммаша" и российского атомного машиностроения еще и потому, что это - первый такой агрегат, выпущенный здесь за несколько десятков лет. Фактически речь идет о втором рождении предприятия, которое, по планам советского времени, должно было выпускать 8 комплектов энергетического оборудования в год. Сейчас задачи пока скромнее - выйти на выпуск трех реакторов и сопутствующего оборудования. Уже вложены немалые средства в реконструкцию цехов и модернизацию уникальных станков. Набраны квалифицированные специалисты. Приняты и заказы на годы вперед. Уже законтрактован выпуск 12 атомных реакторов для строительства АЭС по российскому проекту в Турции, Индии, других странах. Плюс по 4 парогенератора на каждый реактор, другое дорогостоящее оборудование. Символом возрождения предприятия стало открытие в Волгодонске памятника первопроходцам ядерной энергетики - как известно, в этом году атомная отрасль России отметила 70-летие.

- Сооружение Белорусской АЭС - самый значимый проект Союзного государства, - комментирует отправку на стройплощадку первого реактора заместитель министра энергетики Беларуси Михаил Михадюк, отвечая на вопрос "СОЮЗа". - Недавно объект посетил Президент Александр Лукашенко, присутствовал и генеральный директор госкорпорации "Росатом" Сергей Кириенко. Они дали высокую оценку строительству. Отгрузка корпуса реактора первого энергоблока - важная веха в выполнении этого серьезного для наших стран проекта. Мы детально ознакомились на "Атоммаше" с технологией производства, системой качества и удовлетворены увиденным, продукцией завода.

Уже в первом квартале следующего года на Белорусской АЭС после приемки атомного реактора первого энергоблока начнется его монтаж. И на этой ответственной стадии коллектив волгодонского "Атоммаша" не оставит белорусских коллег без поддержки. Россияне возьмут шефство над монтажом и обеспечат соблюдение всех требований качества.


Досье "СОЮЗа"

Корпус атомного реактора ВВЭР-1200 весит примерно 330 тонн. Его высота - 13 метров, диаметр - 4,5 метра.

bibikov@sb.by

Советская Белоруссия № 204 (24834). Четверг, 22 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter