Одна «баба» сказала...

Лауреат премии «Ника» Дарья Екамасова — о драниках, везении и Жанне д’Арк

Лауреат премии «Ника» Дарья Екамасова — о драниках, везении и Жанне д’Арк


Это интервью Дарья дала по дороге на церемонию вручения кинопремии «Ника», где фильм «Жила–была одна баба» режиссера Андрея Смирнова назван лучшим, Дарья — лучшей актрисой, а сам Андрей Смирнов признан лучшим сценаристом. Кстати, нашумевший фильм снимался и в Беларуси.


Фильм «Жила–была одна баба» сделал Дашу звездой: за самобытный образ на экране, певучую деревенскую манеру говорить критики ее сравнивают с героиней, созданной Элиной Быстрицкой в «Тихом Доне».


— Даша, в вашей фильмографии уже более десяти ролей: «Доктор Живаго», «Спартак и Калашников», «Живи и помни», «Солдатский декамерон», «Свободное плавание», «Раскол»... Когда вы поняли, что хотите стать актрисой?


— Мне было пять лет, когда увидела фильм «Гостья из будущего» и сказала маме, что тоже хочу сниматься в кино, но шансов стать актрисой у меня не было.


— Почему?


— Моя мама — заведующая детским садом, папа — военный. Из меня растили музыканта. Но на первом курсе музучилища я случайно попала в массовку, и там у меня попросили фотографию для «Мосфильма». Когда режиссер Андрей Прошкин искал девочку на роль в фильме «Спартак и Калашников», ему показали мою фотографию.


— Но театральный вуз вы окончили?


— Я окончила ГИТИС, но поступала туда несколько раз.


— Что вас связывает с Беларусью?


— Я около трех лет в раннем детстве жила в Беларуси в военном гарнизоне с родителями.


— А где родились?


— В Москве. Но люблю Беларусь, люблю драники. И до сих пор с Беларусью у меня тесные связи. Наконец, фильм «Жила–была одна баба» снимался и на Тамбовщине, и в Беларуси. И я была на съемках и там, и там.


— Что снимали в Беларуси?


— Все павильонные сцены. Съемочный период длился два месяца. В Минске находится студия Валерия Тодоровского. Там дешевле.


— Как проходил кастинг на этот фильм?


— Кастинг был долгий. Мне предстояло сыграть русскую женщину, которую выгнали из деревни, хутор сожгли, ее мужей поубивали... на фоне исторических событий: Первой мировой войны, революции, гражданской войны, тамбовского восстания крестьян. Актеры на фильм были найдены в результате тщательных кинопроб, и только два артиста попали без пробы. Это был Роман Мадянов, которого Андрей Сергеевич встретил на съемках сериала Глеба Панфилова «В круге первом», там Роман Мадянов сыграл министра госбезопасности Абакумова, а он — зэка. Мадянов, по словам Андрея Сергеевича, украсил картину. Роль священника специально писалась для народного артиста России Всеволода Шиловского...


— В фильме Ирины Бессарабовой «Под говор пьяных мужичков» о том, как проходили съемки фильма «Жила–была одна баба», показано, в каких тяжелых условиях вы работали. Вашу героиню постоянно поливали водой из нескольких шлангов, она падала в ямы...Что было сложнее всего?


— Непросто было освоить диалект, на котором говорили тогда тамбовские крестьяне. Очень тяжелой оказалась и сцена потопа. Меня даже пришлось за веревку вытаскивать из воды. В какой–то момент я не успела набрать воздуха, ушла под воду с головой.


— Андрей Смирнов не снимал кино 29 лет, твердо решив завязать с профессией из–за цензуры. Но, как признался мне сам режиссер, в декабре 1988 года в три часа ночи он вдруг вскочил с кровати, осознав, что надо попробовать сделать кино на материале Тамбовского восстания. Почему эта тема?


— Важнее темы нет, по его словам. В 1917 году 83 процента населения, по материалам переписи, относили себя к крестьянскому сословию. Мужики зимой работали на заводах, а весной уходили пахать. Это сословие полностью погибло. Ленин утверждал, что октябрьский переворот совершен против власти помещиков и капиталистов, на самом деле ни одно сословие не пострадало так, как крестьянство и духовенство. Эти два сословия сформировали оригинальный русский менталитет, на почве которого выросла великая русская культура.


— Почему так назвали фильм?


— Как рассказывал Андрей Сергеевич, взгляд на гражданскую войну, как на трагедию народа, выработался из чтения русской классики. В фильме указаны 12 имен писателей, мотивы которых были использованы при написании сценария, — Бунин, Шмелев, Чехов, Лесков... Одно из потрясающих произведений Лескова «Житие одной бабы», где описана страшная судьба крестьянки, он сознательно вынес в название фильма.


— Почти все картины с вашим участием — исторические: «Жила–была одна баба» — о гражданской войне, «Раскол», где вы сыграли жену протопопа Аввакума, — о расколе в Русской православной церкви... Как вы готовились к этим ролям?


— Любовь к истории у меня с детства. Дедушка знал ее досконально. Я снималась в историческом телефильме Николая Досталя «Раскол», играла матушку протопопа Аввакума и одновременно репетировала спектакль в «Театре.Doc». Это был нелегкий, но интересный период. С восьми утра до восьми вечера я была молчаливой матушкой, потом переодевалась и мчалась в театр на репетицию спектакля «Жизнь удалась!» на современную тему. Под утро возвращалась домой, приходила в себя — и снова на съемочную площадку.


— Одна из ваших последних ролей — в фильме талантливого режиссера, лауреата Госпремии РФ Николая Лебедева «Легенда 17». Кого вы там сыграли?


— Это фильм о легендарном советском хоккеисте Валерии Харламове. Я играла его сестру, роль мамы досталась испанской актрисе Алехандре Грепи, отца — Борису Щербакову. Фильм о восхождении звезды. История о человеческом достоинстве....


— А ваша последняя роль в кино?


— У Андрея Стемпковского в фильме с рабочим названием «Убийство». Но я не знаю, когда он выйдет. Интересно было работать с Алексеем Федорченко, автором фильма «Овсянки». Его новая картина «Небесные жены луговых мари», где он возвращается к этнической теме, состоит из новелл о женщинах.


— На сцене какого театра вас можно увидеть?


— В «Театре.Doc». Спектакль по пьесе Павла Пряжко «Жизнь удалась!» получил «Золотую маску». Павел Пряжко — белорусский драматург. Это история о любви молодых людей. Моя героиня с окраин Минска. Декораций в спектакле нет. Есть 15 черных стульев, поставленных на сцене напротив зрительного зала. Из костюмов — только фата невесты. Спектакль выполнен в особой технике. На репетициях мы это называли оперой в концертном исполнении.


— Вам везет в жизни?


— Да. Я работала с такими режиссерами, как Александр Прошкин, Борис Хлебников, Андрей Смирнов, Стемпковский, Федорченко...


— О какой роли мечтаете?


— Хотела бы сыграть масштабную личность вроде Жанны д’Арк.


Татьяна Хорошилова


sh@rg.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter