В Минске придумали новый способ борьбы с «зайцами» в общественном транспорте

Объективный подход

К каждому безбилетнику в минском транспорте найдут индивидуальный подход. В том смысле, что «зайцу» не удастся увернуться от объектива видеорегистратора, который рядом с жетоном–удостоверением в скором времени появится на служебном жилете контролера.

Фото PHOTOXPRESS

Камера зафиксирует все происходящее во время проверки оплаты проезда в автобусах, троллейбусах и трамваях. Эти записи будут потом храниться на жестких дисках около месяца. А значит, в спорной ситуации ревизоры смогут воспользоваться доказательной видеобазой.

Сегодня же понять, кто прав, а кто виноват, только со слов участников конфликта весьма проблематично. Показательна в этом смысле случившаяся в декабре прошлого года в Минске история с фитнес–тренером 32–летней Ксенией Маргунской. Когда контролеры вошли в троллейбус, в котором она ехала, и стали проверять билеты, выяснилось, что пассажирка не оплатила проезд. В результате препирательств девушка покинула салон через окно салона, что снял на свой мобильный телефон водитель. Каждая сторона отстаивала свою правоту. Но недавно Ксении все–таки пришлось заплатить штраф... Помогут ли видеорегистраторы в решении подобных конфликтов? В минских автопарках уверены: в руках контролеров появится мощное оружие против «зайцев». К слову, и сейчас многие ревизоры и пассажиры пытаются записать спор на камеру или диктофон мобильника.

— Иногда это очень помогает в последующих разбирательствах, — по опыту знает директор филиала «Агентство Минсктранс» Наталья Игралова. — Если пассажир оскорбляет контролера, и тот потом предоставляет видеозапись, на которой все зафиксировано, то заявление тут же забирают.

Думаю, видеорегистраторы будут дисциплинировать пассажиров. Их закупкой сейчас занимается «Минсктранс».

Видеокамерами оснастят также и остановки общественного транспорта в Минске. Уже закуплено 29 таких устройств, и до 10 февраля рядом с табло с расписанием движения транспорта появятся первые «наблюдатели». Опять–таки это поможет оперативно и справедливо решать проблемные вопросы. Автобус остановился слишком далеко от бордюра, пассажира прижало дверью — камера зафиксирует все инциденты. А отснятый материал изучит комиссия: достаточно ли оснований, чтобы наказать водителя.

Фото Александра  РУЖЕЧКА

И еще одно нововведение в работе минского общественного транспорта: создаются мобильные бригады дружинников. В Минске их можно будет увидеть уже в апреле. По словам генерального директора государственного предприятия «Минсктранс» Леонтия Папенка, в городе появится 10 таких добровольных команд.

Они станут следить за порядком на маршрутах и доставлять зайцев, отказывающихся платить штраф, в ближайшее отделение милиции. Ведь полномочий задерживать безбилетников у самих ревизоров нет. Скорее всего, в составе таких бригад будут сотрудники минских автобусных парков. Юридический механизм работы народных дружин пока тоже прорабатывается. Надо сказать, за последние годы система общественного транспорта в Минске серьезно изменилась — теперь она автоматизирована. На смену традиционным компостерам в салонах пришли валидаторы, а вместо бумажных проездных на декаду или месяц используются бесконтактные смарт–карты. Теперь на городских линиях нет кондукторов, снизились расходы на реализацию билетов, а значит, экономятся бюджетные средства. Но, как показывает жизнь, бесконечный транспортный сериал борьбы ревизоров с безбилетниками еще далек от завершения. И теперь у минских контролеров появится явное преимущество...

А как ловят «зайцев» в россии?

По данным за 2015 год, на транспорте Москвы выписали штрафов безбилетникам на 264 млн рублей, что в полтора раза больше, чем в 2014–м. На сайте ГКУ «Организатор перевозок», призванного следить за оплатой проезда, сообщается, что «зайцев» стало больше из–за экономического кризиса. 70 процентов их пойманы на наземном транспорте, 30 — в метро. В «Мосгортрансе» заявляют, что безбилетников становится все больше, и «это очень большая проблема», которая не решается из–за низких штрафов. Получается, выгоднее оплатить штраф (если поймают), чем постоянно покупать билет. Существует и такая проблема: только сотрудники полиции вправе задерживать человека для составления административного протокола на месте правонарушения. И этим безбилетники тоже пользуются. К слову, регистраторы, которые сейчас вводятся в Минске, в Москве кое–где практикуются с октября 2015 года. Но итоги подводить пока рано.

meleshko@sb.by

Советская Белоруссия № 16 (24898). Четверг, 28 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter