«Нас немного, но мы заметные»

У белорусов Кубани теперь есть свой почетный консул

У белорусов Кубани теперь есть свой почетный консул


БОЛЕЕ 10 лет назад в Краснодарском крае появилось одно из первых объединений белорусской диаспоры — «Сябры». В Туапсинском районе в это время возникло общество «Спадчына». Возглавил их Олег Неверкевич, директор санатория «Белая Русь», открытого в окрестностях Туапсе 20 лет назад. А в прошлом году Олег Владимирович получил новую должность — почетного консула Беларуси в Краснодаре, а по сути, на всей Кубани. В этом году заканчивается второй срок его депутатства в Законодательном собрании Краснодарского края, и Неверкевич собирается посвятить себя целиком работе «народного дипломата». По диплому он профессиональный строитель, а за последние годы стал специалистом и в туризме, и в культуре. Когда–то ему приходилось в одиночку собирать вокруг себя соотечественников на Кубани и Черноморском побережье Кавказа. Теперь белорусы со всей южной России обращаются к нему за помощью.


Сидя на крыльце санатория «Белая Русь», почетный консул рассказывает о крутых поворотах своей судьбы.


— Родом я из Шклова. Но так судьба распорядилась, что пришлось в детстве побывать во многих местах Белоруссии — от Калинковичей до Петрикова. Потом окончил Минский архитектурно–строительный техникум. Оттуда поехал в Мозырь каменщиком, в должности старшего инженера строил местный солезавод, трамвайную линию от города до промзоны, дворец культуры, много жилых домов. Затем перешел на должность начальника отдела капитального строительства Мозырского нефтеперерабатывающего завода. Нашему предприятию в конце 80–х поручили построить санаторий для чернобыльцев. Место выбрали под Туапсе. Меня направили на «разведку» — посмотреть что и как на местности.


— Время не лучшее для начала стройки. А как вы еще решились на переезд?


— В 1990–м стал директором строящегося санатория, да так и остался на должности по сей день. Врос в эту землю вместе со сваями здравницы. Хотя поначалу вовсе не собирался здесь оставаться. Впервые в этих местах я оказался еще в октябре 1989 года. Погода стояла мрачная: без остановки моросил дождь. «Ничего себе курортная зона!» — подумал с огорчением, вглядываясь в морскую даль. Как тут строиться? А жить? Городок для будущего персонала санатория стали сооружать в селении Агой. И с тех пор мы там и остались. Хотя тогда, 20 лет назад, это было убогое место. Жена моя три года плакала, хотела назад уехать. Многие, кстати, не выдерживали и возвращались домой. А мы приспособились. Вообще белорусы по натуре такие: ко всему привыкают.


— Тоска по родине не мучает?


— Я теперь подумываю: не вернуться ли в Беларусь на пенсию? Манят белорусские березки! Хотя сыновья живут в Москве. И Россия для меня — страна не чужая. Отпустят ли горы и море?


— Как пришла мысль создать общество белорусской диаспоры? И вообще, как на Кубани белорусы находят друг друга?


— Во времена СССР никто не делил людей по национальности. И белорусы не задумывались о том, чтобы сплотиться. Мы интернационалисты. И только с появлением своего государства стали понимать, что надо объединяться за рубежом. Тогда–то и подсчитали, что в Краснодарском крае живут не менее 50 тысяч белорусов. Самая большая диаспора в Сочи, но они держатся особняком. Однако все мы дружим, общаемся, отмечаем общие праздники. Я за 20 лет перезнакомился со всеми знаменитыми белорусами Краснодарского края: Николаем Котом, командиром одной из туапсинских воинских частей, замглавы Туапсе работал белорус Владимир Говоритель. Земляки–белорусы также Юрий Рысин, главный архитектор Краснодарского края, Геннадий Казюлин из–под Могилева, бывший начальник ГИБДД края, Виктор Щербаков, директор представительства «Роснефти» в Краснодарском крае, Владимир Гатальский, лидер белорусов Анапы, Алексей Кошелев, профессор Краснодарского технического университета. Перечислять можно долго.


— Белорусы — люди влиятельные на Кубани?


— Нас немного, но мы заметные. В Краснодарском крае создали национально–культурную автономию «Белорусы Кубани», которую я теперь возглавляю. Нам, белорусам, легко со всеми найти общий язык. Когда я в 2002 году баллотировался в парламент Краснодарского края от Туапсинского, Апшеронского районов и города Геленджика, то моим главным конкурентом был армянин. В Туапсе армян — более четверти населения. И вот мое доверенное лицо Тамара Багдасарян, тоже армянка, поехала по селам, где жили ее соотечественники, собирала народ и давала наказ: «Прошу голосовать за белоруса!» Багдасарян, к сожалению, ушла из жизни, она была большим авторитетом. Основала на Кубани самые северные в мире плантации чая. Это был эксперимент, и, надо сказать, успешный. Ее поддержка была для меня большой честью.


— Чем вы сейчас занимаетесь в должности почетного консула?


— Напомню, что изначально в Краснодаре было отделение посольства Беларуси, но в 2011 году его перевели в Ростов–на–Дону. Поэтому меня и назначили почетным консулом — чтобы сохранить преемственность. В крае создано 20 совместных предприятий: собираются гомельские комбайны, могилевские лифты, ведутся переговоры о выпуске автобусов «МАЗ» в Армавире, работают белорусские торговые дома. В Беларусь поставляются кубанские томаты, зерно, подсолнечное масло. В июне в Минск на аграрную выставку приедет большая делегация из Краснодарского края. Темпы роста сотрудничества нужно поддерживать. Не секрет, что большую роль в этом играют личные связи. Например, я дружу с фермером Федором Булдыжовым, Героем Труда Кубани. Я его убедил съездить в Беларусь: посмотреть сельское хозяйство, побывать на заводах. И он с другими фермерами теперь закупает себе комбайны, тракторы в Гомеле, Минске. Через депутатов Законодательного собрания Краснодарского края для всех районов Кубани приобретены 134 трактора «Беларус». Всего за прошлый год Беларусь и Кубань наторговали на 268 миллионов долларов, из этой суммы экспорт Беларуси в российский регион — более 240 миллионов.


— К вам люди обращаются с личными просьбами?


— Из последних случаев: гражданка Беларуси жила несколько лет с россиянином, у них родилась дочь, а зарегистрировать ее она не может — пришлось помогать получить свидетельство о рождении.


— Какие культурные проекты реализуют белорусы на Кубани?


— Ежегодно 3 июля отмечаем День независимости — приглашаем на праздник руководство Краснодарского края, города, именитых земляков, вместе поем белорусские песни. А помогают нам в этом не только местные ансамбли, но и гости с исторической родины — ансамбль из–под Минска «Спатканне», Игорь Лученок, Василий Раинчик, Виктория Алешко, а также заслуженные артисты Беларуси и России — ансамбль «Кубанцы». В Горячем Ключе и Славянске–на–Кубани по инициативе и при участии белорусов проходят фестивали национальных культур.


— Есть проблемы, которые вас беспокоят?


— Меня удручает, когда некоторые белорусы вспоминают о своей национальности тогда, когда им это выгодно. Нужно «решить вопрос» — звонят Неверкевичу и просят помочь. А когда я прошу их содействия в проведении фестиваля, концерта — почему–то отказывают. Или одна бабушка раз в две недели требует от меня по телефону: дай лекарств, привези драников, помоги забор поставить. При этом получает нормальную пенсию. Я считаю, что помогать нужно друг другу, но в первую очередь — действительно нуждающимся. И в нашей диаспоре много людей, готовых прийти брату–белорусу на выручку. Еще приятнее, что в «Белорусы Кубани» записываются армяне, грузины. Приходят и говорят: «А мы служили в Белоруссии — значит, мы тоже белорусы!» Вот что значит самосознание! Наверное, у каждого из нас может быть не одна родина, и каждая — горячо любимая. Как для меня — Беларусь и Кубань. Родной становится та земля, где хорошо жить, где тебя окружают добрые люди. И неважно, какой ты национальности.


cultura@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter