В Союзном государстве готовятся унифицировать школьные программы

Начнем с физики

Возможно, уже со следующего учебного года российские и белорусские школьники будут учиться по одним учебникам и даже одновременно сдавать ЕГЭ и ЦТ. Во всяком случае подобные предложения, рожденные на донской земле, уже направлены в министерства образования России и Беларуси.

Процесс унификации образования в Беларуси и России должен идти поэтапно: в первую очередь необходимо выделить отдельные предметы, например, ими могли бы стать математика и физика.
Фото Сергея КУКСИНА

На минувшей неделе в Ростове–на–Дону прошло сразу два крупных мероприятия, напрямую связанных с молодежной проблематикой: XI фестиваль «Молодежь — за Союзное государство» и в его рамках — постоянно действующий семинар при Парламентском собрании Союза Беларуси и России. В семинаре приняли участие депутаты Парламентского собрания, представители Постоянного комитета Союзного государства и региональных органов власти, преподаватели ведущих вузов России и Беларуси, а также руководители и активисты молодежных организаций.

Особое внимание участники уделили вопросам обеспечения прав граждан на получение доступного и качественного образования, соответствующего современным потребностям обоих государств в высококвалифицированных специалистах. И в этом, бесспорно, немалую роль играет обмен опытом. Ростовчане на практике поделились с гостями своими наработками в реализации различных образовательных программ. Так, к примеру, делегация Парламентского собрания посетила лицей N 11, где профильным является естественно–научное образование. А в детском саду N 126 и Ростовском областном центре технического творчества гости ознакомились с опытом организации исследовательской и творческой деятельности, а также обеспечения безопасности детей.

— Россия и Беларусь должны разработать общие стандарты школьного образования. Необходимо уже сейчас экспериментально вводить их в регионах обоих государств, — заявила член Комитета Совета Федерации РФ по конституционному законодательству и государственному строительству, председатель Комиссии Парламентского собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Елена Афанасьева. — Если мы строим Союзное государство, то нас должна объединять наша жизнь, начиная от рождения. Школа — одна из важнейших точек соприкосновения в этих отношениях.

С этим мнением солидарен и член комиссии Парламентского собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Александр Сегодник. По его словам, процесс унификации должен идти поэтапно: в первую очередь необходимо выделить отдельные предметы (к примеру, ими могут стать математика и физика), а уже после этого Союзное государство будет заниматься внедрением общих образовательных программ по данным предметам.

— Нужны общий классификатор и одинаковые требования к профессии, если мы хотим, чтобы граждане Беларуси успешно работали или получали профессию в России, а россияне — в Беларуси, — отметил Александр Сегодник. — И если мы говорим о постепенном внедрении общих программ, то, мне кажется, это можно начинать делать уже со следующего учебного года.

Идею перехода к общему государственному экзамену на пространстве Союзного государства разделяет и заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Российского экономического университета им. Плеханова Руслан Абрамов. Выступая на семинаре, он отметил, что многолетняя практика по формированию единого образовательного пространства высветила ряд вопросов, которые требуют решения. В частности, до сих пор не существует шкалы перевода результатов ЕГЭ и центрального тестирования. «Появление такой шкалы могло бы базироваться на интегральном характере экзаменов, — сказал Руслан Абрамов. — За основу можно взять модель перерасчета по кредитам в Болонской системе, когда каждый предмет будет иметь числовое выражение в интегральную оценку. Если программы по предмету более чем на 75 процентов аналогичны друг другу, то результат можно зачесть без перевода. В дальнейшем же можно перейти к общему государственному экзамену».

На семинаре отмечалось, что правильным будет установить целевой набор для поступления граждан Союзного государства на определенные специальности, например в сфере медицины и педагогики.

Отдельно участники обсудили возможность гармонизации сроков проведения центрального тестирования и ЕГЭ. Сегодня эти итоговые экзамены в Беларуси и России проходят практически в один и тот же временной период. При большой сноровке абитуриент из Беларуси, конечно, может успеть и на тестирование в белорусский вуз, и на ЕГЭ в Россию, и наоборот... Но, как заметили на семинаре, это явно стрессовая ситуация для поступающих, а потому нужно пересмотреть временные рамки экзаменов. Участники семинара убеждены, что это позволит обеспечить выпускникам школ равные возможности для поступления в высшие учебные заведения на всей территории Союзного государства.

— Если в школе будут общие программы по основным базовым предметам, то тогда можно будет выходить и на единую форму экзаменов. Это логично, ведь если есть общая программа, то должны быть и общие подходы при организации выпускных и вступительных экзаменов, — резюмировал Александр Сегодник.

Отметим, что правовую основу для совместной деятельности России и Беларуси в сфере образования составляют положения ряда белорусско–российских международных договоров и решений высших органов Союзного государства. Это, в частности, соглашения между правительствами России и Беларуси о сотрудничестве в области культуры, образования и науки от 21 февраля 1995 года, о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 27 февраля 1996 года и другие.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ


Фестиваль «Молодежь — за Союзное государство», организованный 11 лет назад по инициативе депутатов Парламентcкого собрания Союза Беларуси и России, с каждым годом привлекает к себе все больше внимания и становится все более авторитетным. В этом году в мощном молодежном форуме в Ростове–на–Дону приняли 10 тысяч человек. Молодые, талантливые, инициативные участники прибыли из разных уголков Беларуси и России, чтобы заявить о себе. Выход на сцену фестиваля нередко становится великолепным трамплином в серьезную взрослую творческую жизнь. В этот раз зрителей покорили выступления шоу–театра «Хвiлiнка» из Минска, шоу–балета «Сенсация» из Витебска, образцового ансамбля танца «ВИ–ЗА–ВИ» (город Орша), творческих коллективов из Санкт–Петербурга, Москвы, Гатчины, Воронежа, Челябинска, Мурманска... Сюрпризом стали специально приглашенные артисты — группа «Отпетые мошенники» и певец Алексей Гоман.

В этом году в фестивале «Молодежь — за Союзное государство»
приняли участие десять тысяч человек.
Фото Ларисы ИОНОВОЙ

— Такие мероприятия просто обязаны существовать на постоянной основе. Они позволяют молодежи творчески общаться. У нас в репертуаре есть песня «Минск — Москва» о том, что Минск и Москва — это не только две столицы, но и одна семья. А то, какие решения приняты на заседании по образованию, наверняка позволит расширить возможности по получению высшего образования молодыми людьми из обоих государств, — считает руководитель творческой мастерской шоу–театра «Хвiлiнка» Евгений Фомбаров.

Елена Мелихова

melihova@rostov.rg.ru

Советская Белоруссия № 182 (25064). Четверг, 22 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter