Как выгнать курильщиков из подъезда

За дымом не видно вреда

Как выгнать курильщиков из подъезда

Минчанин Николай Осипов год отстаивает свое право не дышать табачным дымом, проникающим в квартиру с лестницы: «От курения ежегодно умирают 15.000 белорусов, а я не хочу быть 15.001–м»! Закон на его стороне — курение в подъездах у нас запрещено. Есть у него видеозапись нарушения, обращения в милицию, в коммунальные, санитарные службы. Нет главного — результата. Что же мешает норме наконец заработать и выкурить курильщиков с лестничных клеток? Почему нарушители чувствуют себя так вольготно? Чтобы в этом убедиться, достаточно зайти в любой подъезд — наткнетесь на дымовую завесу и окурки...


Не пойман — не курильщик


Обычный подъезд пятиэтажного дома. Даже довольно опрятный, если закрыть глаза на редкие окурки и бумажки. На каждом пролете красная надпись под трафарет: «Курение запрещено». Николай Александрович говорит, что еще год назад ситуация была гораздо хуже, и демонстрирует видеозапись, сделанную 23 февраля: грязный пол, усыпанный пеплом и «бычками», и в этом неприглядном антураже — курящая соседка с приятельницей. Дым же затягивает в его квартиру, что и стало поводом для раскручивания всей этой истории. «Травите себя у себя дома, на мои интересы не наступайте!» — таким посылом руководствовался пенсионер, когда понял, что просьбы и разговоры по–хорошему не действуют, и взял в руки видеокамеру. Снял, как говорит, кино, говорящее само за себя и направил обращение в РОВД Фрунзенского района, искренне считая, что «моя милиция меня бережет».


Ответ поразил — оказалось, «курение в подъезде не является нарушением»! Правда, ссылались в письме почему–то на статью, где речь идет об административных зданиях. В результате «футбола» — так Николай Александрович называет обмен письмами с различными ведомствами — он юридически подковался и выяснил, что за курцов в офисе или на улице отвечает милиция, а за «домашних» — исполком, ЖКХ, санитарный надзор. Полетели письма и по этим адресам. Итог — «во время проверок курящих жильцов не выявлено, с жильцами проведена профилактическая работа». «Да я и не просил выявлять! — негодует Николай Осипов. — Кто ждет, что его за руку словят?! Сейчас «бычков», конечно, меньше, но запах есть. Мне рекомендуют повторно снимать видео и обращаться с заявлением. Мне что, больше делать нечего? Почему оставлен без внимания конкретный, уже зафиксированный факт нарушения?» Минчанин уверен: если дело не довести до конца, все вернется на круги своя. Уже сейчас некоторые жильцы на него посматривают с насмешкой — мол, «хозяин подъезда пошел!». Даже те, кто также страдает от дыма и грязи, скорее, молча вынесут смолящим емкость для окурков, чем согласятся выступить свидетелями правонарушения. Пенсионер же устал убеждать, что требует только соблюдения «Правил пользования жилыми помещениями». Между прочим, за пренебрежение ими административный кодекс предусматривает штраф от 10 до 30 базовых величин... В ноябре по его обращениям в ЖРЭО протокол о курении в подъезде все–таки был составлен и направлен в суд Фрунзенского района. Однако разбирательство было прекращено в связи с недоказанностью вины.


Назад дороги нет


Николай Александрович сдаваться не намерен. Хочет создать прецедент, чтобы всем было понятно: нормы у нас не только на бумаге. Может, хватит курильщикам наслаждаться своей безнаказанностью? Штрафы действеннее профилактики.


«Обращений по поводу курения в подъездах у нас около полусотни за прошлый год, но не было ни одного случая привлечения нарушителей к ответственности», — не скрывает Геннадий Акстилович, заместитель начальника по идеологической работе ЖРЭО № 2 Фрунзенского района. Вся сложность именно в доказывании вины, а эта обязанность лежит на ЖРЭО — органе, ведущем административный процесс. Многие не знают, что нужно обращаться в жилищные службы по горячим следам, и звонят в милицию, теряя время. Вот и приходится коммунальникам выяснять: курил ли Иванов две недели назад? А он постоянно курит, утверждают соседи, но как дело доходит до составления протокола, отказываются подписывать бумаги и выступать свидетелями, а их нужно двое. «В первую очередь по таким обращениям мы проводим профилактическую работу — предупреждаем, что курение запрещено, рассказываем, что штраф за это сейчас от 1.300.000 рублей, выдаем предписание. А уже по повторному факту стараемся составлять протокол. Но соседям тоже надо быть более сознательными, идти нам навстречу».


Действенной может быть и видеосъемка. Сейчас многие новостройки оборудуют целой системой видеонаблюдения. Во Фрунзенском районе уже был случай, когда подростки испортили стену в образцовом подъезде и это безобразие зафиксировали камеры. Родители хулиганов выплатили 35 млн. рублей. Так почему же не сработало «кино» Николая Александровича? Его переписка в РОВД затянулась, и, когда в мае вся информация попала по адресу, в ЖРЭО, время ушло. Срок наложения административного взыскания — два месяца с момента проступка. А протокол в ноябре составлялся по более поздним обращениям пенсионера, потому видеозапись не могла быть представлена в суд в качестве доказательства. Решив во что бы то ни стало идти до конца, Николай Осипов готов сам купить камеры видеонаблюдения. Коммунальники готовы узаконить установку.


***


Может, стоит упростить нынешнюю громоздкую систему воздействия на курильщиков-нарушителей? Даже само составление протокола — задача непростая. У ЖЭСов и ЖРЭО часто просто нет свободного специалиста, чтобы сразу отреагировать на такой вызов. Сейчас активно обсуждается проект закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма», подготовленный Минздравом и размещенный на его сайте. Николай Осипов тоже высказал там свое мнение. Считает, что необходимая юридическая основа для наказания курцов в подъезде у нас уже есть, осталось строго добиваться ее соблюдения. А вот на вопрос, как это сделать, в проекте ответа он не нашел.


Кстати


В начале прошлого года суд Московского района наказал курившего на лестничной клетке штрафом 1 млн. рублей. Житель дома выходил на улицу с женой и ребенком, когда увидел дымящего, сфотографировал его и вызвал милицию. На суде присутствовал свидетель — один из соседей.


Прямая речь


Ольга Бартман, заведующая отделом общественного здоровья Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья:


— К нам обращаются страдающие от курящих под окнами, на балконах, в подъездах. В обсуждаемом сейчас антитабачном законопроекте есть перечень мест, где предусмотрен полный запрет на курение. Вслед за принятием закона вносятся изменения и в нормативно–правовые акты, которые обеспечивают его реализацию. Уже очевидно, что надо обращать особое внимание именно на контроль. Чтобы ограничить курение, все меры хороши. Вероятно, надо четко обозначить, что является свидетельством нарушения, как зафиксировать факт курения. Важно и формирование общественного мнения. Если жители подъезда будут регулярно напоминать курящему, какой вред он наносит не только собственному здоровью, но и здоровью окружающих, это способно подействовать. Посылом может стать то, что никто не хочет, чтобы его дети дышали дымом, были нездоровы или получали дурной пример. Что нельзя делать других заложниками своей привычки, пассивными курильщиками.


Советская Белоруссия №21 (24404). Вторник, 4 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter