С 20 декабря Минторг приостановил работу 30 интернет-магазинов

Реальный взгляд на виртуальные площадки

интернет-торговля3.jpgПраздничный покупательский ажиотаж вкупе с быстро меняющейся ситуацией на валютном рынке стали катализаторами, обнажившими доселе не столь видимые проблемы интернет–торговли. Шквал звонков с жалобами за последний месяц обрушился и на нашу редакцию, и на Министерство торговли. В результате с 20 декабря по результатам проверок была приостановлена работа 30 интернет–магазинов. Для них самих это шанс поднять на должную высоту культуру торговли, для нас, покупателей, — уровень потребительских знаний.

Напомним, Минторг получил дополнительные полномочия приостанавливать или закрывать объекты торговли, игнорирующие требование держать цены на уровне 18 декабря (причем это требование сохраняется и после новогодних праздников). Заместитель министра Ирина Наркевич называет это крайней мерой, которая пошла в ход, когда другие подходы не были восприняты торгующими организациями — нарушения наблюдались повсеместно: «Что касается интернет–магазинов, то сначала Минторг провел с ними упреждающую широкомасштабную разъяснительную работу через СМИ, наш сайт о недопустимости поднятия цен. Проведено не одно совещание со всеми крупными интернет–площадками, которые на своем поле аккумулируют подобные магазины. Когда же спустя несколько дней мы стали проводить мониторинг, то увидели, что в интернете есть субъекты торговли, не собирающиеся соблюдать законодательство. Минторг воспользовался своими полномочиями и приостановил деятельность тех, кто перешагнул границу по ценам. Например, работу интернет–магазинов, торгующих на площадке onliner.by, которые указывали цены в валюте, и допускали иные нарушения законодательства о торговле. Все эти массовые нарушения в итоге привели к закрытию и самой площадки onliner.by по решению Оперативно–аналитического центра на основании предоставленной Минторгом информации. Магазины устанавливали свой курс — порой он зашкаливал и приближался к 20 тысячам!» В итоге клиентов ставили перед выбором: или покупать товар в 2 — 3 раза дороже, или расплатиться долларами, то есть их буквально толкали на незаконные валютные операции — по–другому квалифицировать такую сделку с интернет–магазином, у которого нет лицензии на торговлю за валюту, нельзя. По правилам торговли у нас можно устанавливать цены только в белорусских рублях. Иное — грубое нарушение. Когда в министерстве увидели, что штрафы отдельным интернет–магазинам не дают эффекта, потому что основная проблема не в них, а в площадке, где они представлены, и было решено пойти на беспрецедентный шаг — приостановить ее деятельность. Ирина Наркевич подчеркивает, что это не было скоропалительным решением: «Мы за развитие интернет–торговли. Это хорошая форма, которая помогает человеку сэкономить время, спокойно выбрать товар, получить его удобным способом. Но она не должна ущемлять права потребителей. Мы за чистоту жанра этого вида торговли. И как регуляторы этого направления сейчас ведем большую системную работу, направленную на то, чтобы сами интернет–площадки были нацелены на поддержание репутации своего ресурса. Например, с onliner.by превентивно отрабатываем, чтобы уже в рамках программного продукта, в процессе заключения договоров с магазинами, был предусмотрен фильтр, отсеивающий те нарушения, которые потом могут обрушиться на потребителя. Главная задача — чтобы бизнес на своем поле сам регулировал этот процесс».


Сегодня у нас погоду в интернет–торговле делают 7 крупных площадок: пока еще не полностью восстановивший работу onliner.by, shop.by, источник, deal.by, migom.by, stroyka.by, 1k.by плюс ряд других. Если они будут соблюдать законодательство о торговле и защите прав потребителей, на виртуальном поле для покупателей будет гораздо меньше мин замедленного действия. А они на сегодня таковы. Во–первых, недостоверная или недостаточная информация о товаре и его производителе. Она может касаться потребительских свойств — например, заявленная мощность стиральной машины 1.200 оборотов, а привезли с 600 или сопроводительная информация, в том числе и правила эксплуатации, передаются потребителям на иностранном языке, из–за чего при неверном использовании бытовая техника может выйти из строя. Во–вторых, проблемы с гарантией, когда у магазина отсутствует договор с сервисным центром. В–третьих, нарушение сроков поставки. В соответствии с законом «О защите прав потребителей» покупателю должна быть предоставлена информация об условиях доставки и сроках. То есть магазин не может пообещать сначала привезти товар в течение 2 дней, потом 5 и т.д. Минторг сейчас рекомендует, чтобы программный продукт интернет–площадок обеспечивал информацию о товаре, продавце, изготовителе в объеме, предусмотренном законодательством. То есть все идет к тому, чтобы именно эти ресурсы выступали гарантом соблюдения прав потребителей. Например, если не удается дозвониться напрямую в магазин, можно будет обратиться на площадку, где он представлен, и она по закону будет обязана оказать покупателю содействие.

Конечно, если магазин торгует напрямую — претензию нужно адресовать ему, а если ответа не последует — в территориальный госорган, уполномоченный защищать права потребителей. Надо сказать, что во всем мире крупные площадки щепетильно следят за своей репутацией, разбираясь в каждой жалобе. Но, к слову, у нас зачастую хромает и потребительская грамотность. До сих пор не все знают, что, если товар доставлен курьером и за него расплатились наличными, чек должен быть выдан в обязательном порядке! Купив буквально из–под полы товар без документов, сложно рассчитывать потом на помощь при обращении в госорганы. Важно также знать, что сделка начинается с момента заказа, не важно, произошел он по телефону или вы положили товар в корзину на сайте. Сохраняйте скриншоты, на которых указана цена! Обращайте внимание и на сведения о продавце, указанные на сайте интернет–магазина: наименование организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, его месте жительства, сведения о регистрации в Торговом реестре). Если такой информации нет, лучше сделать покупку в другом месте.

В Минторге не скрывают, что всплеск жалоб вызвал массу проверок. Список магазинов, которые были привлечены к административной ответственности, размещается на сайте Министерства торговли. Там же можно найти и рекомендации по организации работы интернет–магазинов и площадок.

Кстати

В последнее время много звонков поступает и в Белорусское общество защиты прав потребителей. Его председатель Анна Суша констатирует, что по незнанию своих прав покупатели порой попадают в неприятные ситуации:

— Недавно был такой звонок: покупатель купил телефон тестю в подарок, а он тому не понравился. Магазин отказался принять товар обратно, и звонивший интересовался, правильно ли это? Конечно, да! Есть перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену. В него входят и сложнотехнические товары, у которых в техпаспорте или заменяющем документе сделана отметка о дате продажи. Этот товар в 14–дневный срок возвратить нельзя. А именно: телефоны, чайники, микроволновки, пароварки и прочая техника, которая особенно активно приобреталась перед Новым годом. Потом многие опомнились, поняли, что это им не нужно, но вернуть их невозможно. Причем список таких товаров постоянно меняется. Раньше, например, нельзя было вернуть детские игрушки, а теперь можно — при условии, что герметичная упаковка не нарушена.


Советская Белоруссия № 7 (24637). Четверг, 15 января 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter