Как работает в детском саду уникальная спецгруппа для ребятишек с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Первый шаг — уже дорога

Когда в семье рождается особенный ребенок, для которого любое самостоятельное движение — проблема, это означает начало серьезной работы для родителей. Чтобы помочь такому малышу в буквальном смысле встать на ноги, мамы чаще всего отказываются от личных планов и карьеры. Их крохам ведь нужно вдвое больше внимания и опеки. Поэтому хорошим помощником для семей стали детсадовские специальные группы для детей с нарушением функций опорно–двигательного аппарата. В планах Минска — открыть хотя бы по одной такой в каждом районе города, пока же их единицы. Одна — в детском саду № 289 Октябрьского района, куда заглянули корреспонденты «СБ».

Здесь радуются каждому шажочку.


...Работа смены в третьей группе начинается в семь утра и длится до семи вечера. Но это по расписанию, на практике же как часы отлажен индивидуальный подход. Одни приходят к восьми, другие позже, а третьи, как маленький Даник, едва перешагнув порог садика, бегут к кроватке и опять погружаются в сон. Вот и сегодня из семи воспитанников группы (а всего в таком коллективе может быть не более восьми малышей) на полный день пришли только четверо. Кто–то сейчас на реабилитации, которая обычно затягивается на 2 — 3 недели. А кто–то еще только вливается в новый коллектив и приходит в садик лишь на пару часов во время обеда.


Завтрак по расписанию — в 8.20, а уже в 9 утра у малышей начинаются игры–занятия. Мальчишкам и девчонкам здесь от трех до семи. Все посещают детский садик бесплатно и по рекомендации коррекционного центра. Воспитатели работают посменно — по 6 часов в день, при этом получают надбавку 63 процента от ставки первого разряда. Кроме того, до обеда с малышами уже скоро будут заниматься сотрудники поликлиники — специалист по лечебной физкультуре и медсестра массажа. А занятия насыщенные: и ознакомительные игры, и развитие речи, и музыкальные уроки. Хлопот у воспитателей много. Нужно помочь детишкам поесть, потому что некоторые не могут самостоятельно; одеть–обуть, ведь непростое дело — зашнуровать специальную обувь. И в туалет надо помочь сходить. После занятий по расписанию — обед, тихий час и снова работа над движениями и моторикой.


Заведующая садиком Валентина Веревка делится своими впечатлениями от работы с особенными детьми:


— У нас еще в 2005 году была интегрированная группа, которую посещали и детки с проблемами опорно–двигательного аппарата. Но располагалась она на втором этаже, а подъемника не было. Воспитателям стоило огромных усилий элементарно на прогулку вывести детей, у которых с ногами проблемы. Сейчас же у нас созданы все условия, начиная с улицы, где оборудованы пандусы, и до самого помещения, где нет порогов. Группа работает второй год, и сегодня уже все ребята передвигаются самостоятельно. Хотя еще в прошлом году двое могли только ползать, их возили на прогулку в инвалидной коляске...

Cухой бассейн пользуется у малышей популярностью


Обычно посещают такой садик дети до семи лет, но по заключению коррекционного центра еще на год здесь может остаться и восьмилетка. Дошколят привозят со всех районов города. И в следующем году здесь планируют открыть еще одну спецгруппу.


— Дашенька, покажи, как ты научилась ходить! — заведующая Валентина Ивановна здесь всех знает по имени и вместе с коллегами–воспитателями радуется каждому шажочку. Разговор подхватывает второй воспитатель Ольга Лебедева:


— Знаете, это такое необыкновенное чувство, когда видишь: ребенок был в коляске, а потом вдруг сделал шаг, второй... Вот Надюша у нас не разговаривает, но немного ходит, и, верим, она еще и заговорит.


После обеда малыши играют в больницу. Даник в роли врача, его друг Ярослав — пациент. Комизм ситуации в том, что мальчишки немного перепутали роли — и «больной» пытается измерить температуру у «доктора». Тут же ребята охотно осваивают беговую дорожку и прочие тренажеры, ныряют в заполненный шариками сухой бассейн. Словом, обычные детские хлопоты.


— Мы их и любим, и жалеем. Посмотрите, как мальчишки бегают, а в прошлом году Ярик только пытался делать шаги, боялся, за руку постоянно держал, — в словах первого воспитателя Татьяны Минец столько любви и сострадания, что сомнений не остается: у этих малышей все получится. Главное — время и терпение.

Даник, Ярик и Валентина Ивановна.

Комментарий



Елена Титова, председатель ОО «Белорусская ассоциация помощи детям–инвалидам и молодым инвалидам»:

— Когда рождается особый ребенок, у семьи появляется много особых проблем. Ведь физическая реабилитация, как отмечают специалисты, должна идти 24 часа в сутки. Это означает, что значение имеет каждая мелочь: как стоит диван, есть ли поручни. Важным этапом становится садик, куда дети отправляются после песочницы. Больше 20 лет назад наши родители инициировали появление специального садика в микрорайоне Чижовка — тогда единственного на весь город. Интересно, что при устройстве на должности воспитателей предпочтение отдавали мамам, чьи дети посещали этот сад. Туда ездили из разных концов Минска, что было серьезной проблемой, ведь передвижение — один из самых тяжелых моментов в жизни таких семей. Особенно если нет машины: у детей, которые постоянно проходят лечение, снижен иммунитет, и в сезон простуд общественный транспорт превращается в целое испытание для ребенка. Мы долгое время лоббировали открытие коррекционных центров в каждом районе, чтобы те продвигали идею групп в детских садах по всему городу. Но не всегда есть такая возможность, как объясняют в Минобразования: дело и в человеческих, и в финансовых ресурсах. А безбарьерная среда — это ведь не только пандусы, но и целый комплекс из удобного санузла, широких проходов, отсутствия порогов...


pasiyak@sb.by

Фото  ВИТАЛИЯ  ГИЛЯ, «СБ».

Советская Белоруссия №176 (24557). Вторник, 16 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter