Представляем лауреатов премии «За духовное возрождение»

О вере, надежде и любви

Представляем лауреатов премии «За духовное возрождение» епископа Борисовского и Марьиногорского Вениамина и ксендза Чеслава Куречко, настоятеля костела Святой Троицы из деревни Росица Верхнедвинского района.

Непростой путь веры


В нынешнем году премия Президента «За духовное возрождение» присуждена епископу Борисовскому и Марьиногорскому Вениамину, главе Борисовской епархии Белорусской православной церкви — «за личный вклад в духовное возрождение Беларуси, просветительскую и благотворительную деятельность». Мы поздравляем лауреата с почетной наградой и желаем успехов в его непростом служении. Владыка Вениамин уже не первый раз дает интервью нашей газете, поэтому будем считать эту беседу продолжением ранее начатого разговора — о жизни, вере, любви и надежде каждого из нас.

Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА

— Владыка, вас можно видеть и среди прихожан тюремного храма, и на открытии выставки в детской библиотеке, и в госпитале, и в приюте. Спектр очень широк. Но что из этого приносит вам наибольшее духовное удовлетворение и сердечную радость?

— Вы правы — аудитории разные. Однако есть то, что их объединяет и что не может не радовать священнослужителя, — живой, благотворный отклик на слово Божие, на какие–то духовные моменты, с которыми встречается каждая душа человеческая. Но бывают и другие случаи: когда сталкиваешься с холодностью и безразличием, настороженностью. Это, конечно, огорчает, но и побуждает к еще более планомерной, вдумчивой и кропотливой работе — такие люди больше нуждаются в слове священника.

Духовное удовлетворение и сердечную радость испытываю, когда замечаю, что люди поставили правилом своей жизни — поступать в каждом конкретном случае в соответствии с голосом совести и Законом Божиим, а не так, как удобнее, как принято. Если же только говорить об истинах нашей веры, но не всегда им следовать, тогда по евангельскому учению наша жизнь будет строиться не на прочном фундаменте, а на песке.

— Время стремительно меняется. Вот уже иеромонах принимает участие в российской телевизионной музыкальной развлекательной программе и даже побеждает в абсолютно светском песенном конкурсе, исполняя романсы и эстрадные произведения. Но структура церковной деятельности традиционно воспринимается как достаточно консервативная. Какие методы в работе и служении вы считаете сегодня своевременными? В Борисовской епархии уже даже отдельные приходы имеют собственные интернет–сайты.

— Думается, современные методы можно и нужно использовать в церковной практике — но ровно настолько, насколько они не мешают духовной жизни. Да, без интернета сейчас не обойтись. Немало людей с помощью интернета познакомились с православием либо возвратились к своим духовным истокам. И в то же время использовать интернет нужно очень осторожно, ведь, бывает, всего один клик отделяет человека от тяжкого душевного состояния, может отвлечь человека от духовности или вовсе сбить с правильного пути.

Что касается упомянутого вами отца Фотия, его пример все же выходит за рамки традиций и рассматривается скорее как исключение, чем правило. Признаюсь, переживаю за отца Фотия — для него наступило большое испытание. Дай Бог преодолеть без вреда.

— Последние пять лет вы возглавляли Издательский совет БПЦ. На ваш взгляд, какая судьба ожидает печатную книгу в ближайшем будущем? Не секрет, что молодое поколение и мыслит «клипово», и читать предпочитает дайджесты с экрана компьютера.

— Приходится согласиться, что со временем издание печатных книг будет сокращаться. И так называемое «клиповое мышление» продолжит распространяться, увеличивая масштаб поверхностных знаний и суждений. Тем не менее верю, что печатная книга сохранит свое значимое место в нашем обществе. И, может быть, именно в ней люди будут искать некоторое более возвышенное и естественное общение. Потому книга должна, с одной стороны, быть красиво и добротно издана, чтобы формировать хороший вкус у читателя, а с другой стороны — оставаться доступной для приобретения. Книги церковных издательств больше рассчитаны на распространение в церковной сети, но некоторые — главным образом по истории нашего Отечества, истории Церкви распространяются также и через светскую сеть, где пользуются спросом.

— Когда–то наша газета рассказывала о драматичной судьбе зембинского Свято–Архангела–Михайловского храма, варварски разрушенного во время съемок фильма в 1965 году. Что там происходит теперь?

— В нашей молодой Борисовской епархии всего 104 прихода. Примерно два десятка из них находятся в стадии становления, строительства и реконструкции храмов. Кое–где есть только молитвенные помещения, расположенные в домах. Все это требует определенной заботы, напряжения — церковь как дом Божий должна соответствовать своему высокому назначению и привлекать людей пусть и скромным, но соответствующим ее роли и значению внешним и внутренним убранством. В 2014 году Патриарший Экзарх всея Беларуси, митрополит Минский и Заславский Павел освятил зембинский Свято–Михайловский храм, который восстанавливался большими трудами настоятеля отца Андрея Капульцевича и попечителей, откликнувшихся на горячий призыв о помощи. Сейчас храм действует, в нем совершаются богослужения, на которые приезжают верующие из Минска, Борисова — чтобы помолиться в сельской тиши. Сложилась добрая церковная община. Наступило мирное благоденствие, о котором мы молимся, но это не повод, чтобы останавливать работу с людьми в Зембине и в других близлежащих деревнях — работу и духовную, и социальную, и просветительскую.

— Сам термин «духовное возрождение» предполагает продвижение, некий процесс. Как вы думаете, насколько мы приблизились к финишной победной точке? Или процесс этот бесконечен?

— Очень важно, чтобы люди имели цель в жизни. Причем цель, неограниченную лишь материальными интересами. Смысл жизни должен быть одухотворен и основываться на богатом духовном наследии своего народа. Утрата возвышенного смысла жизни приводит к пьянству, наркомании, суицидам. Современные люди обладают обширными знаниями в различных сферах, но в то же время нам недостает понимания, как правильно с духовной точки зрения строить взаимоотношения в семье, трудовом коллективе; как преодолевать трудности. Правильные ответы на эти вопросы можно найти, знакомясь с житиями святых, белорусских в том числе, в чтении книг — и прежде всего Нового Завета, в живом предании Церкви. Но пока богатое духовное наследие используется нами лишь отчасти, и молодежь порой не знакома с ним, а потому прибегает к опыту, чуждому как нашему народу, так и нашей истории.

Очень важно также, чтобы люди соприкасались и с живым опытом, который их заинтересует. Иногда может показаться, что кто–то преодолевает трудности легко и свободно. Но за такой внешней легкостью всегда скрывается большая работа над собой. В связи с этим вспомним пример Христа Спасителя. Он не оставил нам ни одной книги — Его слова записывались другими и передавались изустно: как Господь поступил, что сказал в том или ином случае. И вот эти поступки были настолько впечатляющими, что поворачивали многих людей на путь веры, побуждали иначе проводить свою жизнь. Хотя потом, при испытаниях, находились и те, кто не выдерживал, отказывался следовать за Христом. Путь веры — непростой. Но пример живой, деятельной веры, который человек видит в своей жизни, несомненно, вдохновляет и помогает. И этот процесс духовной работы над собой бесконечен.

ulitenok@sb.by

Нужны садовники душ


В числе удостоенных премии Президента «За духовное возрождение» 2015 года — ксендз Чеслав Куречко, настоятель костела Святой Троицы в деревне Росица Верхнедвинского района. Так высоко оценен вклад католического священника в дело сохранения межконфессионального мира и национального согласия, а также его активное участие в духовно–просветительской деятельности страны и пропаганде здорового образа жизни. Известие о награде, признался Чеслав Куречко, было неожиданным:

Фото БЕЛТА

— Я — скромный человек, которому с лопатой в огороде управляться привычнее, чем интервью давать. Но от того, что мои старания и старания моего прихода, в который еще входят Освея и Бигосово, заметили и высоко оценили, на душе становится радостно.

Росица известна тем, что там чтят память ксендзов Антония Лещевича и Юрия Каширы. Во время карательной операции в феврале 1943 года они были сожжены вместе со своими прихожанами, хотя фашисты предлагали им уйти и спастись. В 1999–м мучеников Юрия и Антония объявили блаженными. С тех пор, чтобы им помолиться, в Росицу дважды в год съезжаются паломники из разных стран, о чем мы писали («Пилигримы молятся о Росице», «СБ» за 24 февраля 2015 года). По словам ксендза Чеслава, Росица стала настоящим местом притяжения и объединения для множества различных людей:

— Когда 9 лет назад я приехал сюда, то лично посадил 1.528 красных тюльпанов. Столько мирных жителей погибло здесь во время освейской трагедии в 1943–м. Любовь к цветам у меня от мамы. Когда был ребенком, возле нашего дома в деревне Загорщина Браславского района она выращивала замечательные георгины, гортензии. Еще я был знаком с ксендзом Йозасом Булькой, настоящим садовником душ человеческих. Между прочим, у него я брал саженцы водяных лилий, чтобы украсить территорию вокруг Троицкого костела.

Сегодня за костелом к озеру спускается аллея памяти Юрия и Антония. На ней растут туи, барбарисы и терновник как символы вечной жизни, тернистого пути мучеников и пролитой крови. Обустраивать территорию помогают местные жители, паломники. Хорошим людям, утверждает Чеслав Куречко, в Росице рады независимо от их вероисповедания:

— Чтобы помочь с благоустройством, батюшка Василий, настоятель православного храма из соседней Сарьи, дочек своих присылал. Районные праздники, такие, например, как «Дожинки», мы вместе отмечаем. И в сочельник на улицу вся деревня вышла. Католики, православные, неверующие угощали друг друга горячим чаем из самоваров, баранками, конфетами. Радовались рождественскому салюту. Я сам частенько готовлю. Соус из сушеных боровиков — одно из моих фирменных блюд. Я ведь, как известный персонаж Геннадия Хазанова, кулинарный техникум окончил. На повара–кондитера учился в Даугавпилсе.

Летом день ксендза Чеслава начинается в половине пятого утра. Проснулся — и сразу смотрит, где нужно прополоть в огороде. Затем — служба в костеле. Крещения, венчания, похороны, общение с прихожанами... Вечером — снова огород. Его энергии только позавидовать! Минувшей осенью организовал районный фестиваль цветов, а будущей весной в Росице намерен устроить праздник аистов, для которых собственноручно смастерил три гнезда. Еще, говорит Куречко, хочется благоустроить болотце у въезда в деревню, запустить туда рыбу, заложить парк:

— Когда делаешь родную землю краше, забываешь про различные обиды, становишься добрее. В эти праздничные дни хочется пожелать всем: любите жизнь, цените ее, помните, что все люди — одна большая семья.

svg–vt@mail.ru

Советская Белоруссия № 3 (24885). Суббота, 9 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter