В Могилеве завершено расследование беспрецедентной финансовой аферы

Конец «финки», которой не было равных

Сейчас даже люди, далекие от бизнеса и банковской сферы, прекрасно знают, что такое фирма–«помойка»: та, которая ничего не продает и не производит, а только перекачивает деньги (очень много денег, миллиарды) из безналичных в наличные и обратно. Кроме того, она же снабжает современных контрабандистов липовыми накладными. Дело, расследование которого недавно завершило управление Следственного комитета по Могилевской области, как раз касается этого вида серого бизнеса.


Преступление — из разряда нашумевших. По нескольким причинам. Во–первых, нечасто организатор преступления, уйдя в бега и пробегав два года, потом возвращается в свой родной город и добровольно приходит с повинной. Во–вторых, впечатляет размах: через счета группы предприятий, которыми руководил этот человек, прошло около 40 миллиардов рублей, а само уголовное дело заняло 184 (!) тома. И еще впервые в нашей стране перед судом предстанет не только сам организатор, но и двое его клиентов.

Впрочем, сам Вадим Серов предпочитал более звучное название своего детища — не «помойка», а «финка». А себя соответственно гордо именовал «финарем», нелегальным финансистом. Прежде чем замутить преступный бизнес, он был вполне респектабельным человеком: семейным, с высшим образованием, никогда не имел конфликтов с законом. На государственном предприятии, где Серов трудился, его считали очень способным. Однако в 2009 году, когда нашему герою исполнилось 32 года, ему вдруг резко надоело ходить каждый день на завод за скромную зарплату, и он уволился, создал в Минске четыре предприятия. Причем оформил их не на себя, а на формальных учредителей, эти же люди стали и директорами, то есть «фунтами». Они совсем не понимали, чем занимаются фирмы, которые их попросили возглавить. За очень скромное вознаграждение безропотно отдали все учредительные документы и печати своему идейному вдохновителю Вадиму, продолжая оставаться начальниками лишь на бумаге. Двое вообще были россиянами, в Минске постоянно не жили, наведывались нечасто. Зато Серов развернул от их имени кипучую деятельность, хотя юридически никакого отношения к «своим» предприятиям не имел, должностей, даже незначительных, в них не занимал, сохранял статус безработного.

Между тем он постоянно искал клиентов, которым нужно было перевести безналичные деньга в наличные рубли или валюту, оказывал им услуги за вознаграждение в 2 — 3 процента от общей суммы. Впрочем, если финансовая операция представлялась особенно сложной, комиссионные «финаря» резко возрастали, иногда до 15 процентов.

Надо сказать, и на этом поприще Вадим показал себя человеком очень способным. Ему, несмотря на размах, удалось продержаться четыре года — обычно печальный финал наступает быстрее. Долгое время даже два бухгалтера, нанятые им вести учет, носить отчеты в налоговую, не догадывались, что не все в фирмах гладко, что все их финансово–хозяйственные операции не имеют юридической силы. А ведь операций этих было ох как много!

Клиентами Серова стали предприятия, индивидуальные предприниматели, крестьянско–фермерские хозяйства, общества акционерные и с ограниченной ответственностью. Пару раз к нему обращались даже работники весьма солидных учреждений. Имелись и два постоянных, особо «надежных» клиента, можно сказать, партнера. Они регулярно «отмывали» деньги через Серова, чтобы «минимизировать» налоги.

На момент знакомства с «финарем» 26–летний коммерческий директор ООО «К» Олег Смирнов уже привлекался к уголовной ответственности за кражу, был в свое время приговорен к исправительным работам сроком на 2 года с удержанием 25 процентов заработков. Правда, ко времени встречи с серым коммерсантом судимость уже была снята. Но, видно, женатого молодого человека со средним специальным образованием продолжало тянуть на криминальное. В общем, деньги он обналичивал огромными суммами. Жил сегодняшним днем, не заботясь о будущем.

Коллега Олега Максим Шведов также был личностью своеобразной. Не имея ни высшего образования, ни какой–либо путной специальности, работал сторожем на госпредприятии. При этом по совместительству занимал пост ...управляющего ООО «М». У него также была не совсем чистая биография: тоже пришлось приобщиться к исправительным работам, правда, не за воровство, а за нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение менее тяжкого телесного повреждения. Деньги он обналичивал ничуть не реже Олега, и суммами умопомрачительными.

Впрочем, то, что оба «клиента» потеряли страх, понять можно. Никого еще за подобные «шалости» прежде не сажали. Парни надеялись, что, если и попадутся, отделаются штрафами, которые, возможно, и платить не придется, если объявят себя банкротами.

Но догадывался ли сам Серов, что рано или поздно наступит час расплаты? Безусловно. С его аналитическим складом ума невозможно было не осознавать степени риска. Ведь в наше время высоких технологий по банковским выпискам видны все операции по счету любой фирмы со дня ее основания до закрытия в течение долгих лет. Скрыть, уничтожить эти следы невозможно.

Крах наступил в 2013 году. Конечно же, Серова вывели на чистую воду. Было возбуждено уголовное дело, следственную группу возглавил подполковник юстиции Петр Шатиков, опытный следователь по особо важным делам управления Следственного комитета по Могилевской области.

Скоро Серова будут судить за незаконную предпринимательскую деятельность, так как официально коммерсантом он никогда не был, пользовался чужими документами. Смирнов и Шведов обвиняются в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере.

Наивных «фунтов», на которых были открыты фирмы, к уголовной ответственности не привлекали. Что с них взять, горемычных, если сами не знали, что делали?!

Однако история эта должна послужить уроком для тех, кто захочет легких и быстрых денег. «Финки», «помойки» всегда дают возможность быстро подняться, затем несколько месяцев, от силы пару лет пожить в свое удовольствие, ни в чем себе не отказывая, чтобы потом на протяжении всей жизни за это расплачиваться. Ведь наверняка и Серову и его компаньонам предстоит вернуть в государственную казну все неправедно нажитые деньги. А это очень–очень много. Такую сумму честно не заработаешь ни за год, ни за десять. Так стоит ли овчинка выделки?!

В связи с тем что суд над «финарем» и его компаньонами еще не состоялся, фамилии фигурантов громкого экономического дела изменены.

Рассказывает руководитель следственной группы Петр Шатиков:

— Тогда, в 2013 году, Серову удалось уйти, два года он скрывался, был в розыске, а потом вдруг сам объявился — потянуло на родину. Здесь у него жена, сейчас она в отпуске по уходу за ребенком. В Могилеве живут его пожилые родители. И он соскучился, захотел повидаться с близкими. К тому же неглупый «финансист» понял, что рано или поздно все равно придется понести наказание. Тогда к чему скрываться, вздрагивать от каждого шороха, пугаться любого пристального взгляда на улице?!


Компетентно

Оксана Соленюк, официальный представитель управления Следственного комитета по Могилевской области:

— Попытки открыть «помойки», или «финки», предпринимаются любителями легкой наживы ежегодно. Однако мало кому из таких «бизнесменов» удается продержаться долго, всех быстро выводят на чистую воду. Надо иметь в виду, что сейчас в правоохранительных органах работают люди компетентные, образованные, которые сумеют разобраться в любых самых хитрых финансовых схемах «акул» теневого бизнеса. Пока еще никому не удавалось избежать расплаты.


irina_mendeleva@mail.ru

Фото предоставлено управлением Следственного комитета по Могилевской области.

Советская Белоруссия № 222 (24852). Вторник, 17 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter