Причина известна: дело в незавершенности взаимной интеграции правовых институтов трех стран. Преступники пользовались упрощенной системой таможенной регистрации.
О схеме, которую после образования Единого таможенного пространства использует международная преступная группа для легализации значительного количества похищенных машин, рассказали в МВД. Вкратце суть такова. Статус законного такой транспорт приобретает через таможенное оформление на территории РФ как прибывшего из Беларуси. Для этого представляются поддельные учетно–регистрационные документы с учетными данными автомобиля аналогичной марки, зарегистрированного в ГАИ Беларуси (или МВД Казахстана). Естественно, транспорт получает и соответствующий идентификационный номер. Есть в фальшивых бумагах и отметка о снятии с учета.
Далее через посредников (которые, кстати, могут и не знать о криминальном подтексте своих действий) по поддельным документам проводится упрощенная процедура оформления и выдается вполне легальный техпаспорт на машину. При этом нигде не сказано, что нужно обязательно проверять, снят ли прибывший для таможенного оформления автомобиль с учета. Также существующим регламентом не предусмотрено установление подлинности идентификационного номера и представленных документов. Таким образом, после получения техпаспорта автомобиля преступники абсолютно беспрепятственно ставят его на учет в России. Опять же им на руку играет отсутствие между государствами объединенной базы данных зарегистрированных авто. В прошлом году по этой схеме был похищен и легализован в РФ 31 автомобиль. Вроде немного. Но это лишь официальные данные. Кстати, на одной и той же машине преступники нередко наживаются дважды. Во второй раз — застраховав ее и фиктивно заявив о хищении.
Сложность при поиске угнанных «двойников» состоит еще и в том, что в базу данных в качестве разыскиваемых попадают не снятые с учета машины. Поэтому белорусские милиционеры предложили российской стороне рассмотреть вопрос по поиску определенных автомобилей без использования сведений об их идентификационных номерах. Кстати, недавняя сверка 28.167 белорусских номеров с базой данных ГУОБДД России выявила более 600 машин, которые одновременно числятся как у нас, так и в РФ. Более 200 из них были с измененными номерами.
В МВД Беларуси также считают необходимым проведение криминалистического исследования учетно–регистрационных документов и комиссионного осмотра авто, претендующего на белорусскую «прописку». В этом году только на Гомельщине милиция нашла 8 машин с поддельными российскими документами и неродными номерами. Три из них оказались угнанными.
Кстати, у милиции есть опасения, что проблема легализации транспорта с криминальным прошлым в ближайшее время может стать актуальной не только для автомобилей. В зоне риска, к примеру, самоходные машины, колесные тракторы и прицепы к ним, которые регистрирует
Госинспекция по надзору за техническим состоянием машин и оборудования. Ни в Беларуси, ни в России нет их централизованного учета. Преступники уже пользуются тем, что при регистрации не проверяют, находятся ли такие транспортные средства в розыске. Решить и эту проблему помогли бы федеральная и республиканская базы данных с удаленным доступом для органов внутренних дел, считают белорусские милиционеры.
МВД информирует
В сфере автобизнеса МВД по–прежнему беспокоят хищения регистрационных знаков транспортных средств Беларуси для легализации автомобилей в России. Такие факты отмечаются в различных регионах соседней страны, включая отдаленные Приморский и Хабаровский края, и сопровождаются мошенничеством и вымогательством денег у владельцев за нелегальный возврат регистрационных знаков. Поэтому на уровне МВД Союзного государства проработан вопрос о допуске к участию в дорожном движении транспорта, с которого были похищены регистрационные знаки. Однако после того как подтвердится факт их регистрации в Беларуси и выдачи знаков «Транзит».
Фото Александра РУЖЕЧКА
Советская Белоруссия №177 (24558). Среда, 17 сентября 2014.