Бывший гендиректор одного из могилевских ООО выманил у предприятий и банков около 3,5 миллиарда рублей

Наглость в особо крупном размере

Те, кто хорошо знает 30–летнего Ивана Манихина, шутят: дескать, живи он во времена Ильфа и Петрова, те бы с него своего Остапа Бендера и писали. Сколько «сравнительно честных способов отъема денег» он знает, доподлинно неизвестно. Но факты говорят: за несколько лет Манихин выманил у знакомых, банков, руководителей крупных госпредприятий и частных фирм более трех с половиной миллиардов рублей. «Идейный борец за денежные знаки» не гнушался и обманом дам. Обаятельный и проницательный, как Остап, он жил в ожидании «блюдечка с голубой каемочкой», перебиваясь аферами и случайными заработками. 

Иван Манихин хватался за разные объекты, но ни один так и не достроил
Иван Манихин хватался за разные объекты, но ни один так и не достроил

Ваня Манихин — личность неординарная. Паренек из простой рабочей семьи, маленького городка, не получивший даже среднего специального образования (единственный аттестат — об окончании школы), тем не менее оказался смекалистым и сообразительным. Не имея ни оборудования, ни рабочих, умудрялся выигрывать тендеры на строительство крупных объектов, заключать многомиллионные сделки. Работал с влиятельными и успешными людьми, убеждая, он — именно тот партнер, который им нужен. Разговаривал с ними на равных, сыпал специфическими терминами, козырял нужными именами, подсовывал документы и рекомендации. Что это все — липа, его потенциальные партнеры и не догадывались. Уж тем более не подозревали, что этот холеный компаньон в дорогущем костюме на престижном авто — неоднократно судимый аферист.

Заместитель начальника отдела по расследованию преступлений против собственности УСК по Могилевской области Жанна Борисенко рассказывает:

— Мы познакомились с Манихиным в 2010–м, когда Иван проходил по делу о мошенничестве. Харизматичный молодой человек сулил землякам помощь в получении водительских прав. Дескать, у него связи в ГАИ. Деньги «за благоприятное решение вопроса» брал и тут же забывал об обещаниях. Кстати, «тренировался» на своих же родственниках. Тогда отделался условным сроком. Легкость наказания, осознание, что ему легко втереться в доверие, — и, как говорят в народе, Остапа понесло. Вскоре в отношении его было возбуждено еще несколько уголовных дел. В какой–то момент Ивану стало скучно. И дела, и прибыли от нечестной игры были мелковаты. В маленьком городке особо не развернешься. И Манихин перебрался в Могилев, чтобы «работать» по–крупному.

Как открыть свой бизнес, не имея начального капитала? Легко. Несколько поддельных справок, рекомендательных писем, и Иван получает кредит в банке. Открывает строительную фирму, арендует в престижном месте помещение под офис и предлагает свои услуги. Солидный директор солидной строительной фирмы, имеющий в подчинении более сотни рабочих, среди которых даже опытные промышленные альпинисты, а также новейшее оборудование — краны, бетономешалки, леса и прочее, — легко выигрывает тендер за тендером. Серьезные предприятия и организации авансом перечисляют Манихину немалые суммы — на строительство объектов. И он появляется на стройке. Создает видимость кипучей деятельности. Но уже через несколько дней работы сворачиваются.

В ходе следствия выяснится: некоторые заказчики с первых дней начинали подозревать неладное. К примеру, Манихин подрядился перекрыть крышу на одном из зданий Могилевской областной детской больницы. Даже кое–какие материалы привез. Но заказчика насторожили исполнители, больно уж вид у работников престижной фирмы был непрезентабельный. Мятые, с перегаром — такие у центра занятости в ожидании случайного заработка стены подпирают. В общем, на крышу их не пустили. И работы остановились. Как выяснится впоследствии, этих якобы опытных строителей именно там, у биржи труда, Манихин и брал. Ничего своего у него не было. Изначально достраивать ни один из объектов он не планировал. Но заказы набирал один за другим.

Одному из крупных могилевских госпредприятий Иван подрядился установить в цехе новейшее холодильное оборудование. Прораб, побывавший на объекте, понял сразу: его шеф ради собственной выгоды будет работать по принципу «и так сойдет». И от греха подальше написал заявление по собственному желанию. Но шабашников в городе много, так что с подбором персонала Манихин проблем не испытывал. А что в итоге они «налепят» заказчику, ему было все равно. Получив от госпредприятия в качестве аванса около миллиарда рублей, он вскоре испарился. Примерно такую же сумму перечислило его ООО другое госпредприятие. Детскую областную больницу мошенник «кинул» на 125 миллионов рублей.

Понимая, что земля слухами полнится и работать в Могилеве вскоре уже не будет возможности, Манихин стал искать выходы на другие крупные объекты уже вне городской черты. Подрядился, к примеру, построить два одноквартирных жилых дома в деревне Макаренцы Могилевского района. Получил в банке, предоставив заведомо ложные документы и сведения, кредит — около 800 миллионов, привез на объект людей, но уже недели через две и эту стройку свернул. Потому что на горизонте замаячили новые куда более перспективные объекты, сулящие более серьезную прибыль.

Фирма Манихина к «Дажынкам» взялась обновить фасады жилых домов в Молодечно, наследил 30–летний Иван и в Минске. Он вообще обманывал всех и вся. Будучи женатым человеком, отцом семейства, завел любовницу. Привез молоденькую девочку из деревни, два раза в пиццерию сводил, устроил к себе на работу и... попросил ее оформить на свое имя кредит. 50 миллионов рублей тут же перекочевали к нему в карман. На себя, любимого, он никаких средств не жалел. Жил на полную катушку. Машины менял — одна круче другой. Вещи покупал — сплошь фирменные. Один его брючный ремень от Армани стоит 2 тысячи долларов! В общем, любил шик, лоск, глянец. И впечатление производил на людей соответствующее. В Минске решил затюнинговать свое дорогое авто. Выбрал одну из самых солидных фирм, кинул машину в автосервисе, а когда приехал за ней, готовой, вдруг вспомнил, что «забыл» дома кошелек. Предложил, дескать, он — сотрудник серьезного правоохранительного ведомства — сейчас вместе с мастером подъедет к себе на работу. Мастер подождет у входа, и он вынесет ему миллионов 20, которые ушли на тюнинг. В тот же день руководство автосервиса написало заявление в милицию о мошенничестве. Доехав до якобы нужного здания и высадив мастера у входа, Манихин просто ударил по газам.

В столице ушлый Иван «развел» не только автосервис. Обращаясь за помощью к солидным людям, с которыми водил шапочное знакомство, просил их о «мелкой услуге». Усаживал в свою машину, возил по городу, показывал лакомые куски земли: «Покупаю этот кусок, хочу за несколько месяцев построить дом, перепродать. Деньги подниму огромные. Сами понимаете, схема работает, у меня уже несколько участков. Но на этот, очередной, не хватает — каких–нибудь 15 — 25 тысяч долларов». И эту «мелочь» ему давали.

Манихину вообще никто не мог отказать. Чем тот и пользовался. Но недаром ведь говорят: сколько веревочке ни виться... Бывший гендиректор общества с ограниченной ответственностью — под стражей, его обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере, злоупотреблении служебными полномочиями и подделке документов. Чтобы допросить всех свидетелей, следователям понадобилось около 9 месяцев. Всего по делу, занявшему около 50 увесистых томов, проходят более 1.000 человек. Манихину грозит до 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Вернет ли он деньги обманутым — вопрос открытый. Пока, говорят, «повезло» только его любовнице. Родители Ивана пожалели молоденькую девчонку, теперь погашают за нее кредит в банке...

МНЕНИЕ

Заместитель начальника отдела УСК по Могилевской области Жанна Борисенко:



— Мошенники были и будут во все времена. Манихин — человек, несомненно, умный, дальновидный, которому не откажешь в интуиции, мог бы сколотить себе состояние, сделать карьеру законным путем. Но, предпочитая получить все и сразу, свернул не на ту дорогу. Позиция руководителей солидных предприятий тоже удивляет. Договоры, рекомендации, тендеры — конечно, весомые аргументы. Но ведь заказчикам ничего не стоило подойти к тем же подозрительным работягам, задать пару–тройку вопросов, и хорошо выстроенная Манихиным комбинация тут же рассыпалась бы. Выяснилось бы, что у солидного гендиректора — ни оборудования, ни персонала. Знаток человеческих душ Манихин уже тогда понимал: государевы люди не станут утруждать себя лишними хлопотами. За что, собственно, они впоследствии и поплатились. Аксиому «доверяй, но проверяй» еще никто не отменял.

Поскольку суд еще не состоялся, имя афериста изменено.

olgak53@mail.ru

Советская Белоруссия № 153 (24783). Четверг, 13 августа 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter