В Польше рубят Беловежскую пущу из-за жука-короеда. А что у нас?

Короед покусился на святое

Беловежская пуща — одна из главных драгоценностей, которыми одарила нашу землю природа. Любую грозящую ей опасность мы воспринимаем близко к сердцу. В последние дни повод для беспокойства дали сообщения сразу нескольких польских и российских СМИ, смысл которых таков: в Польше начались вырубки Беловежской пущи. В среду на сайте телеканала TVN24 была выложена видеозапись: работавшие лесорубы агрессивно реагировали на появление журналистов. Один из них напал на корреспондентов, облил водой и попытался разбить камеру.

Фото  AFP.

Сообщается, что в марте новый министр окружающей среды утвердил увеличение площади рубок почти в три раза, мотивируя это безуспешной борьбой лесников с жуком–короедом, уничтожающим деревья. Но природа не признает государственных границ, поэтому нас информация о повышенной активности жука–короеда и его опасности не может оставить равнодушными. Есть ли повод волноваться?

Первым на этот вопрос ответил заместитель генерального директора по научной и инновационной работе НПЦ НАН по биоресурсам Вадим Цинкевич:

— На территории Национального парка «Беловежская пуща» с нашей стороны действует специальная служба, которая контролирует санитарное состояние древостоя. В случае возникновения каких–либо чрезвычайных ситуаций, в частности, короедных вспышек, она реагирует в соответствии с режимом охраны конкретного участка. Есть участки абсолютно заповедные, на которых, чтобы не нарушать ход естественных процессов, вообще запрещена какая–либо деятельность.

— Значит, ситуация с короедом не считается критической?

— Она под контролем — нашим и Минлесхоза.

Фото  РЕЙТЕР.

Второй звонок непосредственно в пущу, где меня связывают с главным лесничим национального парка Василием Филимоновым: «Это и главный наш специалист по короеду».

Василий Васильевич признается, что свежую информации о рубках еще не читал, зато наблюдал их своими глазами ранней весной, когда ездил в Польшу: «Видел иссохшие ельники вдоль дороги и рубки. Видел протесты зеленых и местных граждан». Дескать, еще надо уточнять, где сейчас ведутся рубки — в лесничестве или в парке «Беловежье». Признал также, что рубки ведутся и на нашей территории — «санитарные, выборочные и только на тех участках, где разрешены лесотехнические мероприятия».

Констатирует: да, сотрудники парка наблюдают увеличение численности жука–короеда. Это явление сезонное и периодическое, повторяется примерно раз в 10 лет. Сейчас именно такой период. Проводятся стандартные санитарно–оздоровительные мероприятия. Помимо локальных рубок — это развешивание ловушек. Самое главное и утешительное в его словах: «Пуще короед не грозит. Чистых ельников относительно немного, они перемежаются дубравами и сосняками».

Тем самым главный лесничий подтверждает мнение польских экологов (они считают активность жуков–короедов естественным явлением) и ученых, которые опубликовали два письма в журнале Nature, чтобы привлечь к проблеме внимание международной общественности. По их мнению, решение о рубке мотивируется не природоохранными, а экономическими соображениями. Их тревога понятна: пуща — один из последних первозданных уголков леса в Европе, решением ЮНЕСКО включена в Список всемирного культурного и природного наследия. При этом площадь парка на польской стороне составляет 10,5 тысячи гектаров, на белорусской — более 87 тысяч.

Тревога, похоже, оказалась напрасной. Беловежская пуща — это не только реликт, но гигантский, мощный природный организм, который многое видал и пережил. Будем надеяться, что и с короедом справится.

ponomarev@sb.by

Советская Белоруссия № 99 (24981). Пятница, 27 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter