Лукашенко: непонятен импорт полезных ископаемых, которых у Беларуси с избытком

Геологи, вам слово

Любят у нас иной раз посетовать: мол, обделена страна природными ресурсами. Недра — скудные, и отсюда масса проблем. Не знаю... Может, и нравится кому–то прибедняться, но стопроцентной истины здесь нет. Есть в белорусской земле немало полезного. Нефть, торф, калийные соли, каменная соль, сырье для стройматериалов, вода пресная и минеральная. Пусть, скажем, углеводородов не с лихвой и переизбытком, как в иных государствах, но во многих странах и вода — стратегический ресурс. Так что дело не в бедности недр, а в разумном и рациональном использовании их сокровищ. Вопрос этот на соответствующем совещании Президент назвал не только и даже не столько экономическим, сколько политическим. Ведь во многом и от бережного отношения к национальному достоянию зависит прочность государства, а  следовательно, и его суверенитет.

Еще на один важный момент обратил внимание Президент: данные природой богатства надо уметь не только использовать, но и сохранить для будущих поколений. Здесь на память приходит история белорусской нефти. В 70–е годы прошлого века гнались за объемами, чтобы рапортовать об этом наверх. Выкачивали до 8 миллионов тонн (1975 год). Разведанные месторождения быстро истощились. Сегодня «Белоруснефть» добывает около двух миллионов тонн в год за счет применения более совершенных технологий и освоения трудноизвлекаемых запасов. А рассчитали бы раньше на годы вперед рачительное потребление, картина могла бы быть иной.

Но как есть. Углеводороды нам объективно приходится покупать за пределами страны и тратить на это до 11 миллиардов долларов в год. Это жизненно необходимый импорт, обеспечивающий стабильную работу энергетической системы и других важных экономических отраслей. Но как объяснить закупки того, чего у самих хватает с избытком: щебня, гравия, песка, глины, мела, гипса и ряда других позиций? Вот где надо искать резервы. Причем не только импортозамещения, но и увеличения экспорта. Вот эту двуединую задачу Президент и поставил на совещании во главу угла. И вице–премьер Михаил Русый доложил о том, какие шаги предпринимает Правительство для ее решения. При этом Александр Лукашенко обратил внимание на необходимость оптимизации структуры экспорта. Одно дело продавать сырье, другое — готовую продукцию с более высокой добавленной стоимостью. Простой пример: торговать песком для производства стекла или готовыми изделиями? Что выгоднее? Понятно, что второе. Но если сырье будет уходить на экспорт, это станет звонком о неэффективной работе наших стекольных заводов. И такую ревизию надлежит провести по каждой позиции. В условиях падения мировых цен на нефть, уточняет одну из ключевых задач Президент, надо думать об иной отраслевой структуре, обеспечивающей устойчивость экономики Беларуси.

Еще один блок рассмотренных вопросов: перспективы активизации геологоразведочных работ, освоения новых месторождений полезных ископаемых и вовлечения их в хозяйственный оборот. На этот счет прозвучал доклад о программе изучения недр и развития минерально–сырьевой базы на 2016 — 2020 годы. Президент дал ряд конкретных поручений по ее реализации. Речь, в частности, шла об Оршанской и Подлясско–Брестской впадинах. Эти территории пока недостаточно изучены. К ним сейчас должно быть приковано особое внимание специалистов.

Перспективным направлением видится увеличение использования торфа на цементных заводах вместо импортируемого каменного угля. Есть мнение, что уже в течение ближайших двух лет это даст годовую экономию в 15 — 20 миллионов долларов. Ну и нельзя забывать об экспорте услуг по изучению недр. Этот опыт наших специалистов за рубежом вполне востребован.

Словом, прежде чем заглядывать за облака, нужно внимательно посмотреть буквально под ноги. Здесь найдется немало полезного для страны и народа.

kryat@sb.by

Советская Белоруссия № 246 (24876). Суббота, 19 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter