Президент подписал декрет об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций

Декрет Президента Республики Беларусь № 5

Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций
Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций

В целях повышения эффективности хозяйствования, обеспечения надлежащих условий труда в организациях государственной и частной форм собственности, повышения качества продукции (работ, услуг), совершенствования работы по подбору и расстановке руководящих кадров и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь постановляю:

1. Считать обеспечение производственно–технологической*, исполнительской и трудовой дисциплины, содержания производственных зданий (помещений), оборудования и приспособлений в соответствии с установленными требованиями, надлежащих условий труда работников одними из основных критериев оценки работы руководителей организаций государственной и частной форм собственности (далее — руководители организаций).

2. Определить, что при аттестации руководителей организаций или при продлении либо заключении с ними контрактов на новый срок лица, уполномоченные на принятие соответствующих решений, обязаны проводить оценку соблюдения руководителем организации критериев, определенных в пункте 1 настоящего Декрета, и учитывать их при принятии кадровых решений. При этом оценка соблюдения названных критериев оформляется документально и хранится в личном деле руководителя организации.

3. Предоставить руководителям организаций право:

3.1. устанавливать в соответствии с законодательством, локальными нормативными правовыми актами, а также решением собственника имущества организации или уполномоченного им органа работникам, не допускающим нарушений производственно–технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, дополнительные выплаты стимулирующего характера без ограничения их размера за счет прибыли, средств от приносящей доходы деятельности, остающихся в распоряжении организаций после уплаты обязательных платежей в бюджет;

3.2. изменять существенные условия труда работника в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами, предупредив об этом его письменно не позднее чем за семь календарных дней;

3.3. применять к работникам, нарушившим производственно–технологическую, исполнительскую или трудовую дисциплину, в качестве меры дисциплинарного взыскания лишение полностью или частично дополнительных выплат стимулирующего характера на срок до 12 месяцев;

3.4. незамедлительно отстранять работника от работы при выявлении допущенных им нарушений производственно–технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекших или способных повлечь причинение организации ущерба;

3.5. расторгать трудовой договор (контракт) с работником, допустившим нарушение производственно–технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекшее причинение организации ущерба в размере, превышающем три начисленные среднемесячные заработные платы работников Республики Беларусь. При этом указанное действие (бездействие) работника признается грубым нарушением трудовых обязанностей, а увольнение по данному основанию производится с одновременным уведомлением (в день увольнения) соответствующего профсоюза;

3.6. удерживать из заработной платы работника по распоряжению нанимателя ущерб, причиненный нанимателю по вине работника, в размере до трех его среднемесячных заработных плат. При этом при каждой выплате заработной платы размер такого удержания (при взыскании сумм, в том числе по исполнительным документам, общий размер всех удержаний) не может превышать 50 процентов заработной платы, причитающейся к выплате работнику, если возможность большего размера удержания (общего размера всех удержаний) не установлена законодательными актами.

4. Установить, что:

4.1. руководители организаций под свою персональную ответственность обязаны обеспечить:

производственно–технологическую, исполнительскую и трудовую дисциплину;

содержание производственных зданий (помещений), оборудования и приспособлений в соответствии с установленными требованиями;

надлежащие условия труда работников;

закрепление в должностных (рабочих) инструкциях работников с учетом специфики их трудовых функций обязанности по соблюдению технологических регламентов и нормативов при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), требований производственного процесса, технологии изготовления продукции (работ, услуг), а также по поддержанию чистоты и порядка на территории организации и непосредственно на рабочем месте работника;

4.2. грубым нарушением трудовых обязанностей, влекущим безусловное привлечение руководителя организации к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения с занимаемой должности, признаются:

необеспечение выполнения им требований, предусмотренных в абзацах втором — четвертом подпункта 4.1 настоящего пункта;

сокрытие (подмена) основания увольнения работника при наличии основания для его увольнения за совершение виновных действий;

иные противоправные действия (бездействие) руководителя организации, установленные законодательными актами.

5. Меры дисциплинарной ответственности, установленные настоящим Декретом и иными законодательными актами, могут применяться к работникам, совершившим дисциплинарный проступок, правомочными органами (руководителями) самостоятельно или по письменному требованию:

5.1. государственного органа (организации) — в отношении работников органов и организаций, подчиненных или входящих в состав (систему) этого государственного органа (организации);

5.2. облисполкома или Минского горисполкома — в отношении работников организаций государственной и частной форм собственности, расположенных на территории соответствующей административно–территориальной единицы;

5.3. иного уполномоченного в соответствии с законодательством на проведение проверок государственного органа (организации).

6. Трудовые договоры (контракты) до истечения срока их действия могут быть расторгнуты нанимателем по следующим основаниям, признаваемым дискредитирующими обстоятельствами увольнения (далее — дискредитирующие обстоятельства):

6.1. неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей работником, имеющим неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание;

6.2. однократное грубое нарушение работником своих трудовых обязанностей:

прогул (в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин;

появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы;

совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания;

нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников;

иное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, признаваемое таковым в соответствии с настоящим Декретом и иными законодательными актами;

6.3. вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы, или судебного постановления о трудоустройстве работника, обязанного возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;

6.4. совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и материальные ценности, если эти действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя;

6.5. совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;

6.6. направление работника по постановлению суда в лечебно–трудовой профилакторий;

6.7. разглашение коммерческой тайны работником, имеющим к ней доступ;

6.8. причинение в связи с исполнением трудовых обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда;

6.9. сокрытие руководителем организации фактов нарушения работниками трудовых обязанностей либо непривлечение без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения;

6.10. нарушение руководителем организации без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы и (или) пособий;

6.11. неоднократное (два раза и более в течение шести месяцев) нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, а также неправомерный отказ в рассмотрении относящихся к компетенции соответствующего государственного органа обращений граждан и юридических лиц;

6.12. незаконное привлечение к ответственности граждан и юридических лиц;

6.13. неоднократное (два раза и более в течение шести месяцев) представление в уполномоченные органы неполных либо недостоверных сведений;

6.14. неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение должностным лицом выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль и (или) надзор, предписания органа государственной безопасности, представления органа государственной охраны либо непринятие мер к устранению указанных в них нарушений;

6.15. нарушение работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией;

6.16. несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой;

6.17. разглашение государственным служащим сведений, составляющих государственные секреты;

6.18. грубое нарушение государственным служащим должностных обязанностей;

6.19. совершение проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе;

6.20. лишение судом государственного служащего права занимать государственную должность в течение определенного времени;

6.21. представление государственным служащим заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия государственной должности;

6.22. непредставление государственным служащим декларации о доходах и имуществе или умышленное внесение в декларацию о доходах и имуществе неполных либо недостоверных сведений;

6.23. наличие у государственного служащего непогашенной или неснятой судимости;

6.24. виновные деяния, которые в соответствии с законодательными актами о прохождении военной службы, службы в органах внутренних дел, Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля явились основанием для увольнения с военной службы (службы).

7. До увольнения работника по дискредитирующим обстоятельствам наниматель обязан провести проверку допущенных им нарушений, результаты которой оформить актом (служебной запиской), а также затребовать письменное объяснение работника. При этом указанные акты (служебные записки) и объяснения подлежат хранению в организации не менее пяти лет.

8. Не допускается назначение на должности, включенные в кадровые реестры Главы государства Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, райисполкомов, горисполкомов (городов областного подчинения), местных администраций районов в городах, лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, в течение пяти лет после такого увольнения, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

9. Назначение лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности** в организации государственной и частной форм собственности в течение пяти лет после такого увольнения, кроме предусмотренных в пункте 8 настоящего Декрета, осуществляется при условии согласования этого назначения с председателем районного, городского (города областного подчинения) исполкома, главой администрации района г. Минска (города областного подчинения) (далее — председатель исполкома), на территории которого расположена данная организация либо ее соответствующее структурное подразделение, в порядке, предусмотренном Советом Министров Республики Беларусь.

Согласование назначения осуществляется на основании мотивированного ходатайства организации и прилагаемых к нему характеристик с предыдущих мест работы за последние пять лет.

Согласование назначения (отказ в согласовании) осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня представления в местный исполнительный и распорядительный орган документов, указанных в части второй настоящего пункта.

Отказ председателя исполкома в согласовании назначения лица, уволенного по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящую должность может быть в трехмесячный срок обжалован в Администрацию Президента Республики Беларусь.

Президентом Республики Беларусь в отдельных случаях может определяться иной порядок назначения на руководящие должности.

10. Назначение лица на должность с нарушением требований, предусмотренных в пункте 8 и частях первой и второй пункта 9 настоящего Декрета, является основанием для увольнения этого лица в связи с нарушением установленных правил приема на работу.

11. Наниматели вправе при приеме на работу работника запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы, которая выдается в течение пяти календарных дней со дня получения соответствующего запроса.

12. Нарушение предусмотренного настоящим Декретом порядка назначения на должность, выдача кандидатам на руководящую должность характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также отказ в выдаче или нарушение сроков выдачи характеристик влечет привлечение руководителя организации к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения за нарушение трудовых обязанностей.

13. Совету Министров Республики Беларусь разъяснять вопросы применения настоящего Декрета.

14. Совету Министров Республики Беларусь, Национальному центру законодательства и правовых исследований, облисполкомам и Минскому горисполкому обеспечить приведение законодательства в соответствие с настоящим Декретом и принять иные меры по его реализации.

15. Контроль за реализацией настоящего Декрета возложить на Комитет государственного контроля, Совет Министров Республики Беларусь, облисполкомы и Минский горисполком.

16. Настоящий Декрет вступает в силу с 1 января 2015 г.

Президент Республики Беларусь А.ЛУКАШЕНКО.

15 декабря 2014 г. г. Минск.
_____________________

* Для целей настоящего Декрета под производственно–технологической дисциплиной понимается соблюдение установленных технологических регламентов и нормативов при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), требований производственного процесса, технологии изготовления продукции (работ, услуг), а также обеспечение требований по рациональному использованию сырья, материальных и человеческих ресурсов.

** Для целей настоящего Декрета под руководящей должностью понимается должность руководителя либо заместителя руководителя организации, иного работника, осуществляющего организационно–распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к организации, ее структурным подразделениям, работникам и направлениям деятельности.

Компетентно


Положения Декрета № 5 прокомментировали Глава Администрации Президента Андрей Кобяков и министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина.

Андрей КобяковА.Кобяков:

— Этот документ — своего рода баланс интересов, баланс ответственности руководителей и работников организаций. Это жесткий документ, но он соответствует духу и требованиям времени и послужит тому, чтобы и руководители, и работники собрались, сконцентрировались. То непростое время, которое наступает в мире (фактически мы уже живем в этой ситуации), мы должны пройти с минимальными, если вдруг сложится такая ситуация, потерями или с максимальным эффектом, который может быть предоставлен нам возможностями рынка...

В мире происходят стремительные изменения. В том числе в ближайших странах — экономических партнерах. Это изменение ситуации требует соответствующей адекватной реакции со стороны республиканских органов власти. Поэтому Президент принял решение о том, чтобы в максимальной степени задействовать тот ресурс, который прежде всего находится в распоряжении у нас в стране. Это дисциплина и порядок. Кто бы ни ерничал и ни говорил о том, что это не самые главные позиции в рыночной экономике, но я еще раз хочу подчеркнуть (и Глава государства постоянно об этом говорит), что, к сожалению, наша страна не настолько богата, чтобы какие–то проблемные вопросы решать путем двух или трех качков нефти. Поэтому выход из непростой экономической ситуации, складывающейся на внешних рынках, — прежде всего в наведении порядка и дисциплины на каждом рабочем месте.

...Если руководитель был уволен по одному из дискредитирующих оснований, то в течение пяти лет он не сможет быть устроен на работу ни на одну должность, которая входит в кадровый реестр Главы государства, Правительства, облисполкомов и райисполкомов. Более того, если этот руководитель все–таки попытается устроиться на иную руководящую работу, не связанную с названными должностями, то это может быть сделано только по согласованию с районным исполнительным комитетом, местной администрацией...

Руководитель наделяется возможностями по более существенному и глубокому управлению коллективами, чтобы адекватно реагировать на складывающуюся рыночную ситуацию в том или ином месте... Но есть и пряник в виде возможности дополнительных выплат стимулирующего характера без ограничения их размера за счет прибыли предприятия, оставшейся после уплаты налогов. По усмотрению руководителя можно выплатить любую заработную плату, которую он посчитает необходимой и соответствующей трудовому вкладу того или иного работника организации, которой он руководит. Кроме того, значительно повышается роль местных исполнительных органов власти...

Для организаций, в том числе частных, прописано требование, что если руководитель местного исполнительного органа власти потребовал принятия мер и наказания виновных, то они обязаны это делать. Это прописано в качестве основания для реагирования.

Что касается трудовых прав работников, никакого поражения в правах нет, и все нормы Трудового кодекса, социальные гарантии продолжают действовать. Вместе с тем немного жестче прописаны некоторые нюансы с точки зрения повышения управляемости.

Марианна ЩеткинаМ.Щеткина:

— Цель декрета — обеспечить эффективное хозяйствование через исполнительскую, трудовую, производственную, технологическую дисциплину. Положения декрета касаются организаций всех форм собственности — и государственной, и частной...

В соответствии с декретом персональная ответственность возлагается на руководителей организаций за то, чтобы обеспечивалась на должном уровне производственно–технологическая, исполнительская и трудовая дисциплина, чтобы здания, сооружения, помещения и оборудование были в безопасном для работника состоянии, чтобы в полной мере соблюдались условия труда на рабочих местах. Эти критерии являются основными для оценки работы руководителя. Они используются при аттестации, рассматриваются при перезаключении контракта. Если эти требования не выполняются, то руководитель будет привлекаться к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

Одновременно с установлением ответственности предусматривается наделение руководителей дополнительными правами. Так, руководители организаций получат право изменять существенные условия труда работника в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами, предупредив работника не менее чем за 7 календарных дней (в настоящее время установлен месячный срок предупреждения. — Прим. ред). Вводится новая мера дисциплинарной ответственности — лишение полностью или частично стимулирующих выплат до 12 месяцев тех работников, которые допустили нарушения дисциплины...

Вместе с тем если работник добросовестно исполняет свои обязанности, то руководитель вправе устанавливать работнику дополнительные стимулирующие выплаты в неограниченном размере за счет прибыли.

В декрете закрепляется перечень дискредитирующих обстоятельств увольнения, в соответствии с которыми трудовые договоры (контракты) могут быть расторгнуты руководителем. Если человек уволен по этим основаниям, а потом — в течение пяти лет — он претендует на руководящую должность, то требуется обязательное согласие районного, городского исполкома, местной администрации.

За сокрытие дискредитирующего основания увольнения работника (например, в трудовой книжке будет указано «по соглашению сторон») руководителя привлекут к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения...

Все нормы Декрета № 5 направлены на то, чтобы каждый человек на своем рабочем месте честно и добросовестно исполнял функциональные обязанности.

Кстати

В текущем году 124 тысячи работников привлечены к дисциплинарной ответственности, 43 тысячи — уволены за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины (из них 4 тысячи — за нахождение на рабочем месте в нетрезвом виде). На производстве в нынешнем году погибли 145 человек (18% — по вине самого работника, 42% — по вине должностных лиц, в остальных случаях есть вина и руководителей, и работников).

Советская Белоруссия №239 (24620). Вторник, 16 декабря 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter