Чем может грозить ЕС пересмотр Шенгенского соглашения?

Шенгенские конвульсии

Для многих европейцев (особенно из Восточной Европы) Шенгенское соглашение, гарантирующее свободу передвижения людей, товаров и услуг, — главное достижение постсоциалистического времени и основной аргумент в пользу вступления в ЕС. Поэтому сейчас, когда, по определению министра финансов Германии Вольфганга Шойбле, Европу накрыла лавина беженцев и все громче стали раздаваться голоса, требующие пересмотра Шенгенского соглашения, именно Восточная Европа реагирует на эти предложения наиболее нервно. Да и некоронованная королева Европы Ангела Меркель тоже. Реакция вполне объяснимая: свободное передвижение внутри ЕС — тот краеугольный камень, на котором держится весь союз. Отними у него это, и он утратит значительную часть привлекательности.


Закрытие границ внутри стран, входящих в Шенгенское соглашение (а там сегодня, напомню, 26 стран: 22 — члены ЕС и четыре, которые в ЕС не входят, — Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн), означает далеко не одни только имиджевые, но прежде всего экономические потери. Торговый оборот между странами — членами ЕС в 2013 году составил почти 2,8 триллиона евро. Значительную роль в этой торговле играют грузоперевозки, в чем может убедиться всякий, кто путешествует по Европе на автомобиле и кому постоянно приходится обгонять большегрузные фуры. Эксперты отмечают, что отсутствие внутренних границ между государствами — членами Шенгена и необходимости проходить многократные проверки добавляет 1 — 3% в торговый оборот ЕС. Если вам показалось, что цифры крайне невелики и ими легко можно пренебречь, не спешите. Восстановление пограничного контроля между странами задержит грузовики как минимум на полдня. Тоже, скажете, ерунда? А вот и нет. Когда я была в Словакии для подготовки материалов проекта «Без железного занавеса», мне рассказывали о специфике местного автомобилестроения (а Словакия, напомню, занимает первое место в мире по сборке автомобилей на душу населения): заводы работают без складов. Вообще. Передвижение грузовиков с запчастями рассчитано буквально по минутам, и любой сбой в графике автоматически означает сбой в производстве автомобилей. От четкости грузоперевозок в Европе также сильно зависят ретейлеры, особенно торгующие продовольствием. Введут проверки на границах — будут искать поставщиков внутри страны (даже если цена будет выше), а это — удар по евроинтеграции.

Некоторые члены ЕС уже начали думать о времени «после Шенгена» (есть информация, что и о времени «после ЕС» задумываются). Голландская газета De Telegraaf сообщила, что правительство Нидерландов рассматривало возможность создания «мини–Шенгена», в который вошли бы Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Германия и Австрия. Во всех этих странах националистические правые партии набирают популярность и все активнее критикуют свои правительства за реакцию (вернее, ее отсутствие) на миграционный кризис. А партия «Альтернатива для Германии» (не представленная в бундестаге, но следующие выборы это могут изменить) пошла дальше и предложила создать «северную еврозону» в том же составе.

На мой взгляд, сейчас куда важнее понять, почему данный вопрос — о выживаемости Шенгенской зоны — вообще возник. А возник он (и это уже не только на мой взгляд) потому, что ЕС оказался не способен справиться с неожиданным для себя вызовом — потоком мигрантов. Причем произошло это на самом деле не этим летом, а гораздо раньше. Мигранты уже много лет просачиваются через Грецию и Италию, и это ни для кого не секрет. Настоящие попытки перекрыть миграционные ручейки не предпринимались, а потому неудивительно, что они со временем превратились в море (или лавину по определению министра Шойбле). Евросоюз не способен остановить отъезд своих граждан в Сирию для участия в боевых действиях и не способен предотвратить их возвращение. Не способен предотвратить теракты и не всегда способен поймать виновных в их совершении. Уже известно, что одного из участников терактов в Париже Салаха Абдеслама в ночь после терактов остановили на границе Франции с Бельгией и... отпустили. Причем не первый раз: в сентябре его, уже бывшего в полицейской базе данных с пометкой «криминальная активность», отпустили австрийские полицейские.

Евросоюз оказался не способен контролировать свои внешние границы, поэтому и возник вопрос о контроле границ внутренних: многие страны считают, что в одиночку они с этой задачей справятся лучше. И вот в этом настроении — «в одиночку мы сделаем это лучше» — и есть главная угроза. Причем не только Шенгенской зоне, но всему Евросоюзу.

www.pleska.info

sbchina@mail.ru

Советская Белоруссия № 228 (24858). Среда, 25 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter