Весеннее пробуждение

Интервью с председателем Республиканской партии труда и справедливости

Весна принесла не только традиционное оживление в природе. Понемногу набирает обороты и политическая жизнь. Не в последнюю очередь и потому, что осенью пройдут парламентские выборы. И борьба, так сказать, за умы и сердца избирателей идет уже сегодня. Поэтому на слуху все чаще названия партий и политических движений. Но не временное ли это явление? Об этом я побеседовал с председателем Республиканской партии труда и справедливости Василием Заднепряным. Все–таки об РПТС достаточно долго не было ничего слышно. А это — одна из старейших белорусских партий. Не «уснет» ли она снова осенью после утверждения списков нового состава Парламента до следующей избирательной кампании?


— Скажу больше, в число основных задач мы пока не ставим создание крепкого парламентского представительства РПТС. Мы понимаем, что еще развиваемся. Нам надо закрепить эту стадию. Партия еще не до конца оправилась после кризиса пятилетней давности. После смерти основателя РПТС Анатолия Нетылькина всерьез рассматривался вопрос о ее ликвидации. В свое время партия создавалась на базе Белорусского товарищества инвалидов по зрению, опиралась на ее организационную базу. И когда ушел из жизни человек, возглавлявший обе структуры, оказалась почти забыта.


— Василий Васильевич, как вы считаете, почему сегодня популярность партий в обществе, мягко скажем, не слишком высока?


— Да, партии нынче действительно не в центре общественного внимания. Социологи посчитали их общий рейтинг. Получилось около 10 — 11 процентов. Это следствие дискредитации партийного движения еще в 90–е годы прошлого века. Причем самими же его участниками. Позиция большинства существовавших партий далеко не всегда была конструктивна. Одни создавались из конъюнктурных соображений, другие — с прицелом на быстрое извлечение дивидендов. Все это и привело к очень низкой популярности в обществе.


В то время, когда во главе угла стояла задача экономической стабилизации, формирования, а затем закрепления самих основ белорусской государственности, общественный интерес к политике был низок. Но сегодня даже слабый партийный рейтинг не отражает истинного желания людей участвовать в политическом процессе, в формировании гражданского общества. Об этом отчасти можно судить и по росту численности РПТС после V съезда, проведенного в 2006 году. Тогда как раз и было принято решение о сохранении партии и избрано ее новое руководство. К настоящему времени наша численность утроилась. Теперь в партийных рядах около 4 тысяч человек. Созданы организации во всех областях. С 19 до 57 выросло количество районных структур.


— Из программных тезисов РПТС следует, что партия ориентирована на поддержку проводимого в стране государственного курса. Не боитесь быть заподозренными все в той же конъюнктурности?


— Мы говорим о конструктивном взаимодействии с властью. Это отнюдь не значит идти в правильном фарватере и кричать «ура» по любому поводу. Модель взаимодействия с государством мы видим в помощи по выявлению проблем, которые мешают строительству сильной и процветающей Беларуси.


Иногда мы очень неудобны для чиновников. Особенно местного уровня. Потому что прямо говорим о недостатках в их работе. Быть может, поэтому наталкиваемся на стену непонимания, когда речь идет о создании новых региональных организаций. А может, срабатывает известный принцип «как бы чего не вышло». Очень сложно убедить местного начальника, что общественные, политические движения — неотъемлемый элемент развития демократического государства.


Если есть проблемы, то, чтобы их решить, надо сначала их признать. Смотрите, многие предприятия сегодня страдают от нехватки оборотных средств. И во многом потому, что директоров по пять раз на неделе вызывает председатель райисполкома и требует гнать вал. Чтобы хорошо смотрелись показатели района. В итоге невостребованная рынком продукция оседает на складах. Пользы от этого никакой. Директора должны быть более свободны в принятии управленческих решений. Эта наша позиция привлекает в партию руководителей предприятий. Находим взаимопонимание и с представителями бизнеса. Иначе бы в РПТС не вступил в полном составе гомельский союз предпринимателей. Проявляют интерес к партии и молодые люди. 68 процентам наших членов нет и 40 лет. Согласитесь, в этом серьезный потенциал для активной и эффективной работы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter