С легким жаром!

Редакционный комментарий
Прошедшее лето добавило седых волос метеорологам, которые устали подсчитывать температурные рекорды. А тут еще катаклизмы: то в Норвегии становилось жарче, чем в Абу–Даби, то на жителей Сардинии падал град и леденели дороги. У телекомментаторов, сообщающих о погоде, вид был такой, будто они сами не прочь узнать, что будет завтра утром — дождь или зной? Не лучшее настроение посещало летом и европейских политиков — слишком много «температурных» перепадов. Когда министры иностранных дел собрались в Брюсселе на конференцию «Совместные действия — укрепление европейской политики соседства», то можно было обойтись без гадалки. Было совершенно ясно, что разговор пойдет на тему шлагбаума перед желанием новых кандидатов на членство в Евросоюзе. Так и произошло. Все высокопоставленные ораторы энергично заверяли друг друга, что, во–первых, ЕС должен быть справедливым в отношении друг к дружке, больше налегать на экономику, заботиться о сохранении национальных особенностей и не допускать выходок вроде тех, которыми прославились буйные братья Качиньские. В отношении «желающих» было сказано недвусмысленно: ребята, не тешьте себя надеждами. Будем дружить домами, совместно обедать, но раздельно ужинать. «Желающих» корректно называли партнерами, соседями, но не более того. Для того чтобы Армения, Грузия, Молдова, Тунис, Украина и еще кое–кто не почувствовали себя Филиппком, вынужденным завистливо поглядывать в окошко школы, куда его не пустили вследствие малолетства, с ними заключили «согласованный план действий». Читать этот план интересно. Там есть и о политическом диалоге, и о совершенствовании юстиции, и о защите окружающей среды, и много еще о чем. «План» стал ложечкой вишневого варенья, которым Тунису, Украине etc. предложено запить горькую пилюлю. Впрочем, если тунисский министр иностранных дел пошел после заседаний в брюссельскую мечеть и быстро утешился «дорожной молитвой», то в Украине сильно обиделись. Ведь пан Квасьневский, осуществлявший моральную поддержку «оранжевых», твердо пообещал тогда, что с Майдана прекрасно виден Брюссель. Вместо этого стратеги ЕС предложили Киеву быть всего лишь «хорошим соседом». Будто и без этого украинцы не знали, что проживают не в Аравийской пустыне...

О столь жестком решении ЕС существует ряд версий.

Нам по душе более всего версия «трамвайного синдрома».

Представьте городскую картинку. Трамвайная остановка, часы пик, вагон как бочка, набитая сельдью иваси. Но появляется особо озабоченный гражданин и, извиваясь всем телом, пытается втиснуться в спрессованную толпу. Гражданин кричит и страстно стонет: «Граждане, милые, подвиньтесь, опаздываю в роддом!» Граждане сердобольно подбирают животы, кое–кто вообще становится на одну ногу. Человек наконец втискивается и умиротворенно замирает. Но в это мгновение появляется еще один желающий и тоже верещит: «Граждане, милые, подвиньтесь...» «Я те подвинусь!» — рычит только что успешно внедрившийся в толпу счастливчик и изо всех сил лягает претендента.

Это — трамвайный синдром!

Более всех не желают расширения Евросоюза, а стало быть, появления в нем Молдовы, Украины и других стран, как раз «новички» — те, кого приняли три года назад. Именно они голосистее всех требуют закрыть двери перед «желающими». Именно они лягают всех, кто хочет вскочить в вагон. «Старая Европа» помалкивает, потому что США всегда и во всех случаях становятся на сторону «младоевропейцев». Спорить с Вашингтоном бесполезно. Поэтому председателю Еврокомиссии Жозе Баррозу нечего сказать, кроме того, что: «Посредством фокусирования внимания на более широкой области Европы и Средиземноморья ЕПС обеспечила значительно большую поддержку со стороны стран — участниц ЕС, чем это имело место в отношении каждого из наших соседей по отдельности».

Эти слова достойны осмысления. Во всяком случае, понятен их несколько закодированный смысл: поскольку прием новых членов откладывается на неопределенное время, то с повестки дня снимается вопрос «политических реформ» и «соблюдения стандартов в области прав человека». Таким образом, ЕС вполголоса, но отчетливо заявляет, что Брюссель твердо сосредоточивается на «домашних делах».

В этом контексте оживленные комментарии вызвало выступление зам. министра иностранных дел Валерия Воронецкого, который внес несколько серьезных, а главное, прагматических предложений по сотрудничеству Беларуси и ЕС. Самым главным среди них, пожалуй, было приглашение европейских инвесторов в стратегические сферы белорусской экономики. Время покажет, насколько привлекательными показались эти предложения западноевропейским корпорациям. Что же касается продолжающегося инерционного нажима на Минск, то здесь, пожалуй, остается большое поле для дискуссий. Во всяком случае, ясно, что Минск не согласится с «дарами данайцев», продвигающими всевозможные «гуманитарные и культурологические программы» для создания базы для очередной «цветной революции». Во вчерашнем «Редакционном комментарии» мы уделили достаточно внимания этой теме, поэтому вряд ли есть смысл тратить время. Можно сказать лишь одно: общественное мнение Беларуси достаточно реалистично — иногда критично оценивая работу Правительства, оно консолидированно и осознанно поддерживает власть. Многочисленные «нажимы» как с Востока, так и с Запада эффективны лишь в интернет–пространстве. Там свободно разгуливают различные апокалиптические сценарии и сюжеты. В реальной жизни иное — в стране совершенствуются экономика, бизнес, а социальные государственные проекты приветствуются населением.

Если рассматривать брюссельское выступление В.Воронецкого в этом контексте, то оно не только не «конфронтационно», но — вполне конструктивно. И уж тем более его нельзя назвать «игрой», как по привычке важничать банальностями делают это некоторые минские комментаторы. Похоже, что в т.н. «политологическом сообществе» до сих пор не могут понять, что министр Сергей Мартынов отнюдь не нарком Молотов, игравший в 30–е годы на противоречиях между рейхом и Лондоном. Белорусская дипломатия исходит из очень ясных представлений: Беларусь — европейская страна, Россия — главный стратегический союзник. Противоречия в этой конфигурации нет. «СБ» не раз резко критиковала немотивированные действия «Газпрома» и тех политических кругов Москвы, для которых независимость Беларуси — кость в горле. Но, как нам представляется, и фантазеры из диванных политических партий, и т.н. «эксперты» глубоко заблуждаются, когда полагают, что инициированные «Газпромом» скандалы могут привести к «цветным революциям». Да, «Газпром» посредством нанятых журналистов время от времени поджаривает обстановку, но это не более чем проявление нравов и ангажированности сегодняшней «четвертой власти» в Москве. В этом смысле показательна редакционная статья в «Независимой газете», принадлежащей, естественно (несмотря на «независимость»), «Газпрому». В статье звучат характерные для газпромовской прессы унылые мотивы про то, как «Россия кормит и поит неблагодарную Беларусь». Газета довольно цинично констатирует: «Диктат? Да! А кто в мире кому даст миллиарды просто так? Без преследования национальных стратегических интересов? Ограничение суверенитета? Безусловно. Только о каком суверенитете может идти речь...» Эту злобную чепуху нынешних просвещенных редакторов мог бы подписать любой российский империалист XIX века вроде ген. Муравьева. Но в межгосударственных отношениях публицисты, даже с очень большими гонорарами, исполняют чаще всего роль петухов, которым, как известно, главное прокукарекать, а там — хоть не рассветай. Серьезных российских политиков не прельщает «ограничение белорусского суверенитета», особенно в той шахматной партии, которую Кремль ведет сегодня с ЕС.

Напротив!

Причем отношения Минска и Москвы существенно сложнее, чем это кажется стратегам из офиса «Независимой газеты». Это тема отдельного разговора, а сейчас подчеркнем: в суверенитете Беларуси заинтересованы сразу несколько субъектов — ЕС, Россия, но, конечно же, в первую очередь белорусский народ, который отнюдь не склонен превращать государственный суверенитет в разменную карту.

И вернемся к Евросоюзу.

Новое развитие получила дискуссия о диверсификации энергопоставок. В докладе шведского агентства оборонных исследований «Северный поток», Швеция и безопасность Балтийского моря», например, высказывается сомнение, что транспортировка газа по маршруту может начаться уже в 2010 году. Согласно докладу проект «Северный поток» усилит рычаги прямого влияния России на Польшу и Украину, а также на те страны, которые будут соединены газовой трубой, в частности, на Германию. С точки зрения политических аспектов энергетической безопасности проект обеспечивает диверсификацию маршрутов поставок для отдельных европейских стран, но не диверсификацию поставщиков. По мнению агентства, «Северный поток» — наглядное подтверждение тому, что у государств Евросоюза двусторонние отношения превалируют над общими приоритетами ЕС.

Еще одно знаковое событие. Летом Евросоюз пошел на определенные уступки США, подписав соглашение об обмене персональными данными о пассажирах трансатлантических авиалиний. Взамен европейцы рассчитывали добиться распространения Вашингтоном безвизового режима на 12 новых государств–членов. Тем не менее одобренный американским конгрессом пакет мер безопасности, включающий программу освобождения от виз, не удовлетворяет Еврокомиссию.

Впрочем, существующие расхождения между Евросоюзом и США в ряде областей не способны, по нашему мнению, привести к существенной эрозии европейско–американских отношений. Более того, нацеленность президента Н.Саркози на усиление взаимодействия с США в определенной степени консолидирует действия ЕС и США на международной арене.

Жесткий внешнеполитический курс на пороге досрочных парламентских выборов демонстрирует Польша. В поисках электоральных дивидендов польские политики используют в основном внешнеполитические факторы. Один за другим создаются «информационные поводы». То по теме германской собственности, то по явно провокационной проблеме «польского нацменьшинства» в Беларуси. Без риска ошибиться можно прогнозировать, что спекуляции на чувствительных темах будут продолжены. Как минимум до окончания избирательной кампании.

В Европу пришла осень. Начинается новый политический сезон. Будет ли он жарким? Посмотрим.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter