Может, ОБСЕ/БДИПЧ пора перестать учить Минск, а, наоборот, рекомендовать использовать наш опыт в построении стабильного, миролюбивого и толерантного общества?

Рекомендации? Обсудим!

Домагала: К сожалению, главная цель ОБСЕ — продвигать исключительно западноевропейскую политическую систему
Приближение парламентских выборов в Беларуси заметно не только по агитационным флагам и партийной символике на улицах. Активизировались и международные наблюдатели, для которых минские процессы приобретают все больший интерес. Среди заинтересованных и люди, питающие искреннюю симпатию к Беларуси, и те, для кого политические процессы в нашей стране стали уже работой со своими правилами и инструкциями. Как тут не вспомнить так называемые 30 рекомендаций миссии по наблюдению за выборами ОБСЕ/БДИПЧ...

Беларусь, как известно, открыта к сотрудничеству с международными наблюдателями и всегда приветствовала их присутствие. Естественно, при этом не следует видеть в Беларуси какого–то ученика, речь именно о сотрудничестве, о взаимопонимании, о совместном движении вперед. И уж совсем неуместен сегодня менторский тон, который, наряду со здравыми мыслями и предложениями, в этих рекомендациях нет–нет да и промелькнет. Вот почему мы решили обратиться к видным политологам, юристам, зарубежным экспертам, которые внимательно прочитали документ миссии и поделились с нами своими выводами по конкретным рекомендательным новеллам.

Так, в пункте № 3 рекомендаций ОБСЕ/БДИПЧ написано: «Следует дополнить все соответствующие законы и декреты таким образом, чтобы любые ограничения фундаментальных свобод носили характер исключений, применялись только тогда, когда это необходимо в демократическом обществе, были пропорциональны легитимной цели и не применялись произвольным и ограничительным образом».

Насколько эта рекомендация актуальна в Беларуси, где для ограничения фундаментальных свобод нет никаких предпосылок? И не отражает ли она назревшие проблемы самого западного общества, где терроризм и экстремизм как раз и создают предпосылки для ограничения фундаментальных свобод? Например, многие европейцы недовольны тем, что этими свободами воспользовались исламские экстремисты, которые ненавидят Европу, демократию и самих европейцев. Так, может, ОБСЕ/БДИПЧ пора перестать учить Минск, а, наоборот, рекомендовать использовать наш опыт в построении стабильного, миролюбивого и толерантного общества? Фильтрационные лагеря беженцев, торговые сделки по мигрантам без оглядок на всякие конвенции, итоги демократизации Украины и так далее и тому подобное — все это не наши «демократические» достижения.

Заставят ли последние трагические события в Европе пересмотреть европейских политиков застарелые стереотипы, в том числе и в отношении Беларуси? С этим вопросом я обратилась к президенту Европейского центра геополитического анализа в Варшаве Мартину Домагала, который охотно поделился своим мнением.


Мартин Домагала
— Комментируя фрагмент рекомендаций ОБСЕ, я бы хотел подчеркнуть одну вещь. К сожалению, главная цель этой организации — продвигать исключительно западноевропейскую политическую систему. В том числе неотъемлемой частью этой системы является и Венецианская комиссия, и многие другие институты со своими стандартами и правилами. Они были на пике своей политической моды два–три десятилетия назад и, конечно, содержат много полезных и правильных вещей. Но мир изменился, и многое меняется внутри самих европейских обществ, внутри европейских стран. Мы видим в Венгрии одно, а в Германии другое, в Великобритании вообще что–то третье, и все это европейские страны, где все большее внимание придается политической полифонии, местной нюансировке. Трафаретные подходы уходят в прошлое, мы видим изменения в сознании французов, поляков, немцев... Белорусская политическая система также естественным образом отличается от либеральных западных демократий, популярных некогда в Европе и Северной Америке. К сожалению, ОБСЕ, продвигая эти ценности, порой в старом, трафаретном звучании, делает это, не оглядываясь на индивидуальные, местные особенности, характерные для каждой страны. А самое главное, не замечая произошедших изменений внутри самих европейских обществ, прошедших через новые испытания.

Но я полагаю, что у Беларуси есть свое независимое видение политического развития, так что я любезно предлагаю проигнорировать этот и следующие советы такого рода. Пожалуйста, не забывайте, что ОБСЕ — это в том числе инструмент распространения и усиления политического влияния. Более того, многие европейские институты быстро забыли о реальной цене попыток изменить политическую систему по какому–то трафарету. Примеры стран Северной Африки, Украины, а также последние примеры террористических атак во Франции являются результатами, предопределенными непродуманной политикой прошлого.

Мне думается, и это подтверждается последними событиями, главная проблема стран Западной Европы — в их политической нетерпимости к другим политическим системам. Это не значит, что у стран или социумов, не входящих в их систему, есть проблемы. Это означает, что Западная Европа и США, их институты испытывают проблемы с самими собой или со своей политической элитой. Такая позиция ведет к конфликтам, а не к взаимовыгодному сотрудничеству. Между тем новая реальность в Европе требует нового содержания сотрудничества, которое не втиснуть в рамки старых новелл. Меняться надо всем.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 139 (25021). Пятница, 22 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter