Почему в США, Франции, Австрии, Греции происходит одно и то же

Разбор пролетов

Везде происходит одно и то же — поляризация общества нарастает, внутриполитическая борьба обостряется.


Мы видели в эти дни, как французская полиция штурмом брала под контроль НПЗ, захваченные протестующими, применив слезоточивый газ и водяные пушки. Премьер–министр Франции Мануэль Вальс ясно дал понять, что власти не собираются плясать под дудку рабочих и не пойдут на уступки по трудовой реформе. Президент Франции Франсуа Олланд высказался же в том смысле, что беспорядки подогреваются «меньшинством», к которому прислушиваться, конечно, надо, но вовсе не обязательно всегда соглашаться.

А что мы видим сегодня в Афинах? Толпа, которая вчера вознесла на вершину власти молодого бунтаря Алексиса Ципраса, сегодня готова его растерзать за то, что он согласился на все меры жесткой экономии, которые потребовал у него, теперь уже премьер–министра страны, Евросоюз.

Уж более благопристойного кандидата, чем Хиллари Клинтон, и представить себе невозможно. И умна, и демократична, и руки домохозяйкам пожимает с такой улыбкой, что кажется сама домохозяйкой, которая сейчас сменит деловой костюм на передник и угостит избирателей пирогом... Но вот впервые с начала избирательной кампании в США республиканец Дональд Трамп обошел ее в опросах общественного мнения. Тревожный звоночек. Значит, сливки общества, которые представляет собой Хиллари Клинтон, уже не дают ответов на те вопросы, которые волнуют само общество.


В крупных государствах, где еще только предстоят выборы — США, Германии, Франции, — пока не задумываются, к чему это приведет. А вот в тех странах, где правящая элита уже потерпела поражение, приступили к разбору своих полетов. Мы поразмышляли над этим вопросом с политиком из Австрии, главой регионального отделения Социал–демократической партии Давидом Штокингером. Примечательно, что Давид представляет как раз ту партию, которая правила в Австрии 70 лет, и не боится признаться в ошибках.

Фото  Александра  СТАДУБА


— Господин Штокингер, что показали последние выборы в Австрии?

— Формально независимый, бывший лидер Партии зеленых Александр Ван дер Беллен выиграл выборы у кандидата от Австрийской партии свободы с помощью голосов, отданных по почте. В таких узких рамках противостояния Австрийская Республика еще никогда не была. Одновременно не было также и ситуации, когда федеральный президент не был бы избран от социал–демократического или консервативно–христианско–социального лагеря.

Это, по сути говоря, важнейший момент последнего времени: прежние линии различий, которые создавали старые партии, размылись под мощью удара глобального финансового капитализма. Как следствие, взорвалась старая партийная система, которую мы знаем со времен окончания Второй мировой войны и которая создала вторую Австрийскую Республику.

По этому поводу журналисты внутри и вовне страны причитают о потере равновесия и паникуют по поводу создания двух полюсов в Австрии. Однако когда мы внимательно рассмотрим политические позиции двух кандидатов, то увидим, что речь идет не о двух противоположных полюсах, а о различных представлениях одних и тех же неолиберальных господствующих интересов.

— То есть вы не видите различия в программах двух кандидатов, которые, как кажется со стороны, раскололи Австрию?

— Именно так. Ван дер Беллен не является реальной альтернативой Хоферу.

Ван дер Беллен выступает за безраздельное проевросоюзовское господство, потрясения ЕС, по его мнению, не должно быть, а неолиберальные и радикально–рыночные договоры ЕС — «хорошие и важные». Так же, как и «совместная внешняя политика и политика безопасности ЕС». Вопрос нейтралитета Австрии он не очень часто ставил в предвыборной борьбе, так как знает, что 70 — 80% австрийцев выступают за военный нейтралитет.

Но также и кандидат от правых Хофер не является реальной альтернативой Ван дер Беллену.

 Александр Ван дер Беллен и Норберт Хофер.

Чисто поверхностно Австрийская партия свободы выказывает себя критиком ЕС и НАТО, выступает против Трансатлантического партнерства, позиционирует себя как социальная патриотическая партия, единственная, которая противостоит массовой миграции. Но там, где эта партия была представлена в правительстве, она следовала радикальному неолиберализму, приватизации, сокращению социальных достижений. В телевизионных дебатах не только Ван дер Беллен, но и Хофер говорит о «совместной военной кооперации с ЕС».

Но! Так как социал–демократия во всеобъемлющем смысле, к сожалению, уже на протяжении многих лет капитулировала, Австрийская партия свободы разыгрывает себя как «гарант социальной безопасности». Раньше работающий люд и простые люди связывали Социал–демократическую партию с этой общественно–политической функцией.

— То есть вы как представитель старой Социал–демократической партии признаете и свои ошибки?

— Итог прошедших выборов стал сигналом, я бы даже сказал, последним криком большой части рабочего класса, многих безработных и потерпевших от неолиберальной системы против правящей политики, против диктата ЕС и против нерегулируемой и бесконтрольной миграционной политики.

В перспективе в Австрии должно что–то измениться. Или социал–демократы реформируются и повернутся лицом к рабочему классу. Или возникнет новый политический субъект, который дальше воплотит лучшие традиции старой социал–демократии и одновременно даст необходимые ответы на актуальные вопросы сегодняшнего дня.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 98 (24980). Четверг, 26 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter