Беларусь и Китай активно выдвигают и отстаивают совместные инициативы на международной арене

Малоосязаемые материи бытия

Накануне государственного визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Беларусь возрос интерес буквально ко всем областям нашего сотрудничества с этой великой страной. На первом плане, конечно же, экономика, но не только... Беларусь и Китай активно выдвигают и отстаивают совместные инициативы на международной арене. Как неоднократно подчеркивал Президент, мы смотрим практически одними глазами на происходящее в мире. Учитывая вес и значение, которые имеет эта великая держава, такое тесное сотрудничество создает дополнительные возможности для реализации Беларусью своих национальных интересов. Об этом в беседе с обозревателем «СБ» рассказал Постоянный представитель Беларуси при ООН Андрей Дапкюнас.

— Андрей Вадимович! Какие совместные инициативы отстаивает белорусская миссия в ООН вместе с китайской делегацией?

— Доверительность и взаимная поддержка характеризуют взаимодействие Беларуси и Китая в ООН по широкому кругу вопросов. Среди них, конечно, заметна тема защиты прав человека. Обе страны отстаивают принципы суверенного равенства государств, выступают против политизации тематики прав человека и принятия в ООН страновых резолюций, ратуют за объективную оценку ситуации с правами человека во всех без исключения странах мира.

В последние годы китайская делегация в ООН активно поддержала инициативу Беларуси о принятии глобального плана действий ООН по борьбе с торговлей людьми, выступила соавтором соответствующей белорусской резолюции и оказала ощутимую поддержку Беларуси в ходе переговоров по разработке плана.

Китай положительно воспринял обращение белорусской стороны по вопросу участия в реализации страновой программы ПРООН для Беларуси. Наша страна заинтересована в сотрудничестве с Китаем по линии фондов и программ ООН в реализации проектов международной технической помощи в Беларуси в сфере энергоэффективности, устойчивой энергетики, природоохранной сфере, здравоохранении.

Делегации Беларуси и Китая оказывали ценную взаимную поддержку в ходе консультаций по резолюции о 70–й годовщине окончания Второй мировой войны. Китайская делегация активно поддержала предложение Беларуси о посадке 5 мая в штаб–квартире ООН в Нью–Йорке Дерева мира и единства и вошла в состав группы стран — инициаторов соответствующих обращений к Генеральному секретарю и председателю Генеральной Ассамблеи ООН.

5-MaglevNET-Beijing-City (ასლი).jpg

Пекин поражает своим размахом

Ну и, наконец, очень показательно, что на состоявшейся в прошлом месяце в Минске региональной конференции по вопросам инновационного промышленного развития стран со средним уровнем дохода главными международными гостями стали два представителя братского Китая: заместитель Генерального секретаря ООН по экономическим и социальным вопросам Ву Хонбо и генеральный директор Организации ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) Ли Юн.

— Как бы вы определили философию международного сотрудничества Беларуси и КНР, на что она направлена?

— Если есть праведность в сердце, будет красота в характере.

Если есть красота в характере, будет гармония в доме.

Если есть гармония в доме, будет порядок во всей стране.

Если есть порядок в стране, будет мир во всем мире.

Вряд ли бы я смог это выразить лучше великого Конфуция.

— Спасибо за великолепный ответ! А если говорить на дипломатическом языке, то в чем измеряется согласованная позиция двух стран на международной арене — росте международного авторитета, экономических преференциях или упрочении политических позиций нашего государства?

— Каждый случай достижения согласия по каким–либо международным вопросам, каждая возможность формулирования согласованной позиции ведет к большему доверию партнеров друг к другу, ведет к более глубокому взаимопониманию. В случае благоприятных обстоятельств — а, я думаю, в отношениях Беларуси и Китая таких факторов хватает, — возникает сопереживание, столь редкая в современных международных отношениях способность мысленно поставить себя на место своего партнера.

Казалось бы, эти мало осязаемые материи, о которых редко вспоминают в качестве переменных мировой политической алгебры, на самом деле являются как огромной движущей силой мирового дипломатического процесса (в контексте укрепления авторитета страны, ее международного имиджа, круга друзей, узнаваемости), так и просто необходимым условием устойчивости и прочности любой международной конструкции — юридической, политической, экономической или в сфере безопасности.

— Не являются ли препятствием для равноправного сотрудничества двух государств различия в геополитическом весе Китая и Беларуси?

— Различия в геополитическом весе государств представляются серьезным препятствием для их равноправного сотрудничества в том случае, когда мотивы для такого взаимодействия откровенно приземлены и механистичны. Если основа взаимодействия государств — правила наиболее распространенной в мире антагонистической внешнеполитической игры (т.н. «игры с нулевой суммой»), когда выигрыш одного всегда означает проигрыш другого, то в такой ситуации трудно ожидать искреннего и открытого учета сильным интересов младшего партнера.

В случае же Беларуси и Китая, мне кажется, мы имеем все основания говорить о более глубоком и диалектическом восприятии обеими странами сегодняшнего меняющегося мира, когда вес, значимость и привлекательность партнера не определяется лишь одними физическими показателями могущества — экономическими, военными, политическими.

Назовите это идеалистичным взглядом на мировую политику или гуманистичным подходом к вызовам современности — главное, что обе страны на протяжении десятилетий своей последовательной внешнеполитической линией демонстрировали свою способность, наряду с жестким отстаиванием национальных интересов, видеть и использовать уникальные возможности налаживания взаимовыгодного сотрудничества, когда в выигрыше остается каждый.

Ну и, конечно, нельзя сбрасывать со счетов влияние на двусторонние отношения наших стран опыта их многолетнего взаимодействия в многосторонних международных организациях и прежде всего в ООН. «Одна страна — один голос». Этот принцип и закон деятельности ООН — насколько безнадежно идеалистичный, настолько же прозорливо многообещающий — не может не привносить в отношения государств, особенно отличающихся друг от друга масштабом, зачатки новой международной политики доверия, сопереживания и сотрудничества.

— Как бы вы определили стратегию Китая исходя из той политики, которую он отстаивает в стенах ООН? Разделяете ли вы мнение некоторых политологов, будто Китай в данный момент стремится создать глобальную модель развития, альтернативную той, которую отстаивают США?

— Мало благодарное занятие — пытаться прочитать и объяснить намерения других. Если же субъективный взгляд со стороны в этом вопросе представляет интерес, то лично мне квинтэссенция стратегии Китая видится в принципиальном и настойчивом поиске, поощрении и отстаивании «золотой середины» в международных отношениях. Той «золотой середины», которая предполагает заслон на пути применения жесткой силы в отношениях между государствами, но оставляет пространство для использования инструмента «мягкой силы», основанной на умении торговать, на добровольном участии, симпатии и привлекательности.

Что же касается второй части вашего вопроса, то я не думаю, что для Китая внешнеполитическим приоритетом является создание и продвижение альтернативной видению США глобальной модели развития.

Исходя из традиционной модели вовлеченности Китая в мировые дела, я бы скорее допустил, что страна в большей степени была бы заинтересована в адаптации существующей всемирной модели развития, которая бы учитывала интересы развивающихся стран; в совместном, в том числе и с США, формулировании кооперативных подходов к решению глобальных проблем современности. И мы такую позицию разделяем.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 83 (24713). Среда, 6 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter