Улахович: Европейский союз без ресурсов начинает себя исчерпывать

Интеграция интеграций

Эксперты: "Европейский союз без ресурсов начинает себя исчерпывать..."
Пресса и эксперты, комментируя встречу в формате Таможенный союз — Украина — ЕС, отмечают, что, по сути, она состояла из двух равновеликих блоков. С одной стороны, самую главную цель озвучил Президент Украины Петр Порошенко, заявивший, что приоритетом является мир. И участники встречи согласились с необходимостью деэскалации конфликта, впрочем, обсуждение в Минске положило только начало поиску модели решения ситуации в Украине. В то же время впервые здесь, у нас, состоялись прямые переговоры двух интеграционных блоков — Таможенного и Европейского союзов.

Мы попросили прокомментировать итоги встречи заместителя председателя Белорусской торгово–промышленной палаты Владимира Улаховича.

— Некоторые считают, что Европейский союз и Таможенный союз — это два противоречащих друг другу проекта, соединить интересы которых будет трудно. И для некоторых ассоциированных партнеров ЕС, как, например, Украина, это вопрос «двух стульев» — или там, или там... На ваш взгляд, ЕС и ТС — больше конкуренты или партнеры?

— Если говорить о сиюминутной ситуации, то два больших интеграционных объединения выглядят в какой–то степени как два больших конкурента. Но это только краткосрочный подход. То, что сегодня произошла такая встреча в формате ЕС и Таможенный союз, — это объективная необходимость. И если говорить в долгосрочном измерении, конечно, эти два интеграционных объединения обречены на кооперацию. Вспомните, Президент Лукашенко несколько лет назад выдвинул идею интеграции интеграций — это как раз то, что необходимо будет сделать двум экономическим объединениям. Посмотрите, Европейский союз без ресурсов себя постепенно начинает исчерпывать. Потому что рынок спрессован. Для того чтобы было дальнейшее развитие, нужны новые пространства, новые ресурсы. Таможенный союз, который, кстати, так же как и ЕС, строится на принципах ВТО, как раз обладает колоссальными ресурсами. Неизбежно это пространство будет двигаться к сближению. Что касается сегодняшней ситуации, тут можно только сожалеть, что поводом для такой встречи стали драматические события в Украине. Но то, что эта встреча состоялась, отражает и ту необходимость, которая стратегически вызревает между двумя большими объединениями.

— На этой встрече прозвучало конкретное предложение к 12 сентября сформулировать список озабоченностей Таможенного союза в связи с Соглашением об ассоциации Украины с ЕС. Скажите, а что дальше? Будут ли эти озабоченности учтены уже в готовом документе, подписанном Украиной с Евросоюзом?

— Как вы знаете, Украина предложила создание мониторинговой группы, которая и будет оценивать реальные риски, реальный ущерб, реальные издержки, и вокруг этих издержек предлагается вести переговоры. Конечно, на этом этапе не может быть двух зон свободной торговли. То, что предлагается Украиной, трудно реализуемо. Потому что тот перечень, который выдвигает Европейский союз, напрямую вступает в противоречие с условиями зоны свободной торговли в рамках СНГ. Если открывается один шлюз, то неизбежно он будет работать на все пространство. И неизбежно желание защиты собственного рынка, собственных производителей в странах СНГ и Таможенного союза. Но, конечно, все это можно гармонизировать.

...Давайте говорить откровенно: сегодня российский бюджет формируется в основном за счет экспорта сырья. Беларусь — это экспортно ориентированная страна, и в первую очередь у нас на экспорт работает промышленность. В этом плане мы очень заинтересованы в том, чтобы сохранился украинский рынок, где объем нашего экспорта очень значителен. Конечно, Россия — наш стратегический партнер, но разница интересов присутствует. Но знаете, во что выливается эта разница интересов? В то, что Беларусь действительно становится площадкой для ведения серьезных переговоров, для сопряжения интересов. Смотрите, случилась кризисная ситуация — и где оказалось возможным встретиться? В Минске. И европейцы приехали к нам. Это отражает особенность Беларуси и в экономическом смысле, и в конечном итоге в политическом. Беларусь сегодня выглядит как достаточно развитая европейская страна, которая отражает в своей политике европейские интересы.

— А вы видите на практике стремление наших европейских соседей создавать реальные проекты?

— Я могу сказать, что в сфере деловой жизни, бизнес–контактов мы наблюдаем большое оживление. Сегодня бизнес идет в Беларусь, причем с нами готовы сотрудничать промышленно развитые страны. А что касается восточноевропейских государств — Польши, Словакии, Чехии, Венгрии, то вообще видим настоящий ренессанс. Потому что они, наверное, исчерпали все ресурсы и возможности, которые предлагал Европейский союз. И став членами ЕС, они реально понимают, что экономический рост связан как раз с нами, с восточными соседями. И этот процесс не замечать уже нельзя.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия №163 (24544). Четверг, 28 Августа 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter