Диетическое питание иллюзиями

Не все в Польше согласны с новой восточной политикой...

Не удержусь, чтобы не процитировать мой самый любимый афоризм из коллекции «черномырдинок»: «Никогда такого не было и вот опять!» Только что в Варшаве побывал министр иностранных дел России Сергей Лавров, выступивший перед дипломатическим корпусом страны с предложениями, от которых нельзя отказаться. А вслед за ним в Варшаву прибыл Ахмед Закаев — «глава чеченского правительства в эмиграции», по версии польской «Газеты выборчей». «Международный террорист», по мнению Москвы.


Возможно, это и случайное совпадение событий. Но оно неприятно кольнуло тех, кто безоговорочно уверен в потеплении российско–польских отношений. Варшава, похоже, не собирается отказываться от привычной правозащитной риторики по чувствительным для Кремля проблемам.


Греет поляков прежде всего возможность совместных экономических проектов. На этой неделе, например, должна состояться встреча Россия — Польша — Еврокомиссия. На ней будет обсуждаться российско–польский договор, предоставляющий «Газпрому» монополию на использование части Ямальского газопровода, пролегающей через Польшу.


Глава МИДа Польши Радослав Сикорский недавно заявил также, что власти Польши будут поддерживать проект Европейского союза в отношении России «Партнерство для модернизации». По словам Сикорского, Варшава «будет стремиться к демилитаризации польско–российских отношений в пользу развития экономических контактов двух стран».


Однако не все в Польше согласны с новой восточной политикой. Показательным в этом смысле стало интервью лидера консервативной партии «Право и справедливость» «Газете польской». В нем прозвучали заявления Ярослава Качиньского о безоговорочной услужливости Польши по отношению к России, о капитуляции во внешней политике и о том, что Польша — это регион, управляемый совместно Россией и Германией. Была брошена презрительная фраза про «российско–немецкий кондоминиум»...


Правые силы в Польше возмущены тем, что правительство Дональда Туска перечеркивает прежние стратегические принципы, главным из которых было сдерживание «неоимперской политики Кремля». Они с сожалением говорят об отказе Польши от того, что Станислав Стомма (польский политический деятель, правовед и публицист) некогда называл корсарством, т.е. поиском собственного пути в бурных водах политики в этой части Европы.


Многие в Польше также весьма скептично отнеслись к тому, что глава российского Совета по внешней политике при российском МИДе Сергей Караганов предложил создать союз Европы и России. Не отодвинет ли это Польшу на периферию европейской политики, задаются вопросом польские эксперты.


Одним словом, споры о форме и приоритетах польской внешней политики зазвучали с новой силой. В дискуссию включился «Наш дзенник», напечатав интервью с Витольдом Вашчиковским — бывшим заместителем главы Бюро национальной безопасности Польши и экс–замминистра иностранных дел. Предлагаем вниманию читателей этот полемический материал, отражающий современные политические тренды в польско–российских отношениях.


— Глава российского Совета по внешней политике при российском МИДе предложил создать союз Европы и России. Можно ли сказать, что Караганов представил планы российской власти? Какие последствия для Польши может принести создание союза Европы и России?


— Это привело бы к тому, что Польша и другие небольшие государства нашего региона потеряли бы позицию субъекта политической деятельности. Раз нынешняя польская власть оставила стремления стать членом группы G–20, а при этом мы не имеем влияния на другие значимые группы, участвующие в формировании архитектуры данной политической конструкции, наша позиция была бы маргинализирована, хотя, возможно, ценой каких–то экономических выгод. В кратковременной перспективе это могло бы сгладить некоторые экономические трудности, однако в долговременной — это было бы опасно, так как означало бы, что Польша уже навсегда останется на периферии международных организаций, которые сейчас решают судьбу мира. Хотя некоторые продолжают питать иллюзии, что если страны Восточной Европы проведут необходимые реформы, а Евросоюз победит нынешний экономический кризис, то мы вернемся к концепции свободной и демократической Европы. Если так не произойдет, то страны от Украины и до Грузии заплатят высокую цену за пребывание в этой серой буферной зоне между НАТО и ЕС, с одной стороны, и Россией — с другой.


— Как вы думаете, обсуждались ли эти предложения во время недавнего визита Лаврова в Варшаву?


— Во время своего пребывания в Польше Лавров уже не говорил об этих концепциях. Зато он обещал экономические соглашения, говоря о том, что России важны модернизация, обмен технологиями с Западной Европой, инвестиции взамен доступа к эксплуатации природных ресурсов, в том числе энергетических и т.д. Насколько я знаю, это было основное предложение, прозвучавшее на встрече с польскими послами. Мне не кажется, что Лавров вел с польскими властями прямой разговор об идее союза Европы и России, так как это бы означало, что он предлагает Варшаве снова стать зависимой от России.


— Какова, на ваш взгляд, истинная позиция польской власти к такой российской политике?


— Правительство закрывает глаза на многие негативные тренды в нашем регионе. В результате через несколько лет мы можем проснуться в очень сложной ситуации. Политика правительства Дональда Туска отлично вписывается в планы России. Год назад устами Радослава Сикорского правительство провозгласило конец т.н. ягеллонской политики (активной политики и в отношении России, и стран, где мы хотели иметь влияние, — от Украины до Грузии). Нынешняя команда сочла, что эти страны не провели достаточных реформ, не «выучили урок» демократических преобразований, так что они, видимо, даже не заинтересованы в интеграции с ЕС. И поэтому нет смысла активно поддерживать их интеграционные устремления, тем более что это вовлекает нас в конфликт с Россией. Поэтому было решено сконцентрироваться на заключении сделок с этой страной.


— Но пока никаких серьезных сделок не видно.


— Используется метод малых шагов. Россия говорит: «Пожалуйста, мы можем договориться, мы можем признать, что катынское преступление имело место, но это было одно из сталинских преступлений, от которых пострадали все — и наш народ тоже. Будем двигаться вперед, выберем будущее. Мы можем выгодно вести вместе дела». Эти темы звучат и в тексте Караганова. Российский аналитик умело использовал то, что из–за кризиса в европейских странах появились тенденции к ренационализации внешней политики Евросоюза.


— Караганов описывает конкретные аспекты возможного союза Европы и России, например, энергетический договор, который бы определял принципы доступа к месторождениям и транспортным системам.


— Это классический инструмент, который раньше использовал СССР, а теперь — Россия: экономические привилегии как средство политического давления. Допуск западных компаний к российским месторождениям был бы ценой за получение Москвой возможности влиять на процесс принятия решений в ЕС.


— Как наши власти должны отреагировать на предложенный Карагановым проект?


— Я согласен, что Россию необходимо подключить к сотрудничеству с Европой — но демократическую, а не имперскую Россию, стремящуюся разделить Европу. Если бы эта страна пошла тем путем, который мы наметили, она стала бы для нас чрезвычайно ценным союзником. С Россией следует вести диалог, доводить до ее сознания, что многие проблемы, с которыми она борется, вызваны как раз тем, что она не хочет превращаться в демократическое правовое государство. К сожалению, Россия воспринимает мир как сферы влияния, которые нужно завоевать, например, с помощью шантажа. Нам следует говорить об этом Западной Европе, предостерегать ее, чтобы она не «покупалась»... Недалекие политики верят в разные миражи ради краткосрочных выгод. Настоящие же государственные мужи мыслят в далекой перспективе и не прельщаются легкой выгодой, которая может позже обернуться бедой.


Мариуш БОБЕР.


Мнения экспертов


Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Ирина Кобринская:


— Поляки стали другими. У них сменилось руководство. Это другая страна в политическом смысле. Они по–другому себя ощущают в Европе, не противопоставляют себя Европе, а их политика в отношении России — это часть общеевропейской внешней политики.


Специалист по истории России, профессор Ягеллонского университета, главный редактор журнала Arcana Анджей Новак:


— Мне представляется, что в понимаемой таким образом интеграции польской внешней политики с политикой ЕС кроется ошибочное положение, что Польшу начнут лучше воспринимать, если она не будет мешать доминирующим трендам в политике сильнейших европейских держав. А эти тренды предписывают подходить к России как к стратегическому партнеру Европы, объединенной под предводительством Парижа и Берлина (возможно, также Рима Берлускони и Мадрида Сапатеро). Россия должна усилить Европу в глобальном соперничестве с США и азиатскими «тиграми». Объединение европейского рынка с российской сырьевой базой могло бы создать на этом фоне выгодную ситуацию для обоих партнеров.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter