В Душанбе прошел очередной саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС)

Альтернативные центры силы

О саммите ШОС
В Душанбе прошел очередной саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), который посчитали успешным все его участники: и члены этой набирающей силу организации, и те, кто надеется ими стать в ближайшее время. 


Однако мнение экспертного сообщества разделилось. Одни считают ШОС «организацией разговорного жанра» — в первую очередь из–за того, что ее решения не являются обязательными, а потому это, скорее, место для дискуссий (хотя отметим, что в наше время усадить за круглый стол представителей государств с очень разными интересами уже само по себе достижение). Другие же напоминают, что после расширения организации (которое ожидается в следующем году в Уфе, где членами ШОС станут Индия и Пакистан и, возможно, Монголия) в Шанхайской организации сотрудничества окажется практически половина населения земного шара, 20% мировых запасов нефти и 50% газа. С этим придется считаться всем. Даже тем, кто сегодня «принципиально» организацию не замечает и альтернативным центром мировой силы называть ее отказывается.


Прошедший в Душанбе саммит некоторые назвали «большой пиар–акцией», и он ею, несомненно, был. Но в сегодняшнем мире, где политики не говорят правды, СМИ ее не знают, а население ею не слишком интересуется, хороший пиар много значит. Хотя бы потому, что хороший пиар многие принимают за правду. Так что с этой точки зрения саммит в Душанбе — несомненно, большой успех.


Многие говорят, что в первую очередь это успех России: она, мол, смогла продемонстрировать миру, что не находится в изоляции — политической и экономической, что у нее есть союзники, сила, влияние и авторитет. И никакие санкции этого изменить не могут. «В любых переговорных процессах по украинской проблеме должны быть учтены исконные интересы России, которые исторически сложились в течение очень многих веков. Не учитывать интересы России в этом регионе и отношения между Украиной и Россией было бы серьезной ошибкой», — заявил президент Узбекистана Ислам Каримов. Россия от этого саммита, несомненно, выиграла. Но не только она.


Если основой создания БРИКС — еще одной альтернативной традиционным центрам силы, которыми являются США и ЕС, организации — была экономика, и ее составили государства, которые демонстрируют (или, правильнее сказать, демонстрировали до кризиса) самые значительные темпы роста, то Шанхайская организация сотрудничества изначально создавалась для обеспечения безопасности региона Средней (как говорим мы), или Центральной (как говорят все остальные) Азии. Основные игроки на этом поле — Россия и Китай, между которыми не явно, но вполне очевидно идет борьба за влияние на республики бывшего СССР. И это, кстати, одно из противоречий, которые существуют между отцами–основателями ШОС.


Кыргызстан и Таджикистан в экономическом и военном смысле в существенной степени зависят от России, не входящий в ШОС Туркменистан (обратим внимание, что его руководитель на саммит в Душанбе приехал) пытается сохранять нейтралитет, подверженный политическим колебаниям Узбекистан склоняется то к России, то к Китаю, Казахстан настроен пророссийски. Собираясь за круглым столом, эти страны постоянно ищут компромисс. Потому что главное, что их объединяет, — неприятие однополярного мира и того, что главные решения в мировой политике принимаются на Западе, они хотят (требуют) признания своей возросшей роли. Их (прежде всего Китай) не удовлетворяет роль только лишь экономического локомотива. Им нужно и политическое влияние тоже. И они знают, как этого добиться — созданием альтернативных центров силы. Таких как Шанхайская организация сотрудничества. Обратите внимание, как уважительно в этой организации относятся, например, к Ирану. И даже прозападная (как она виделась многим членам ШОС) Турция уже налаживает контакты с организацией, получив статус «партнера по диалогу» — немного, но все начинали с этого.


Компромисс — главное слово для Шанхайской организации сотрудничества. Китай на словах и на деле четко придерживается политики невмешательства во внутренние дела, а преследуя свои экономические интересы, не обращает внимания на внутреннюю политику государств, в сотрудничестве с которыми заинтересован. И всегда (подчеркиваю: всегда!) от этого выигрывает. Кто–то может назвать это беспринципностью, кто–то скажет, что легко так себя вести, когда твое слово в мировой политике не имеет веса, но на самом деле это обычный восточный менталитет. Или, если хотите, мудрость, выработанная не годами — столетиями. На мой взгляд, если бы традиционные центры силы — США и ЕС — чаще применяли такой подход, наш мир был бы намного спокойнее.


www.pleska.info


Советская Белоруссия №176 (24557). Вторник, 16 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter