1+1 больше двух

В мире рынка сделками слияния и поглощения никого не удивишь...

В мире рынка сделками слияния и поглощения никого не удивишь. Лишь крупнейшие из них становятся информационными поводами. А те, что помельче, интересуют разве что их участников да биржевых трейдеров. Они на этом зарабатывают. Как–то одно известное агентство подсчитало, что с начала века в мире в среднем каждый день совершается по 87 слияний и поглощений. Однако для нас подобные операции если уже и не в диковину, то все же крайне редки. Чем и подогрет интерес к присоединению Белорусского индустриального банка к ОАО «Технобанк».


В принципе, новейшей истории подобные операции уже известны. В первой половине 1990–х годов прошла целая череда присоединений к крупным минским банкам мелких региональных. Так формировались их филиальная сеть и конфигурация нынешней банковской системы. Но уже с начала нового века подобных сделок практически не совершалось. Были случаи, когда к крупным государственным банкам присоединялись проблемные частные. Но это мало напоминало добровольный альянс. В этом периоде, обращает внимание начальник главного управления банковского надзора Нацбанка Сергей Дубков, процедуры слияния и поглощения проходили под достаточно сильным административным влиянием. А особенность нынешней ситуации как раз в том, что решение об объединении принимали акционеры двух финансовых учреждений абсолютно самостоятельно и по собственной инициативе.


Разумеется, подтолкнули к нему и некоторые изменения в условиях работы. Например, с начала прошлого года Нацбанк повысил требования к размеру нормативного капитала банков, привлекающих средства граждан, с 10 млн. до 25 млн. евро. Оба участника сделки к тому времени уже работали с депозитами физлиц. Перед акционерами встала дилемма: или сворачивать этот вид деятельности, или изыскивать немалые деньги для пополнения капитала. А нашли в итоге третий вариант решения задачи.


Четыре месяца хранил молчание Технобанк с момента совершения сделки. Причем не присоединения, как может показаться внешне, а именно слияния двух практически равнозначных структур. Сохранение брэнда лишь одной из них обусловлено рядом объективных причин. «Скромность» тоже имеет свое объяснение. Надо было дождаться устойчивых очевидных результатов. И сегодня как участники операции, так и специалисты Нацбанка отмечают, что все прошло так, как запланировано. Профессионалы в этом случае говорят: достигнут сегрегированный эффект. Это когда получена не просто более крупная в силу механического сложения структура, но и динамика развития ее деятельности выше, чем у предшественников.


Сергей Дубков не скрывает, что Нацбанк позитивно воспринял идею слияния и оказал реализации проекта всю необходимую поддержку. В чем его интерес? Собеседник отмечает, что появление более крепкого банка автоматически делает более устойчивой и всю систему. Это один из плюсов. А второй в том, что капиталы обоих участников сделки белорусского происхождения. Сергей Дубков развивает эту мысль так: «Финансово–кредитное учреждение закрепилось в середине списка белорусских банков. Это частный белорусский банк. И в этом еще и важный аспект повышения статуса и возможностей национальных инвесторов. Нашего бизнеса. Сегодня мы имеем четкую градацию капитала в системе. Первое место — государственный. Второе — иностранный, который можно поделить на российский и прочий. Российского больше. Таким образом, белорусский частный капитал занимает лишь 3 — 4–е место. Но без развития национальных инвесторов, национального бизнеса мы не сможем создать сбалансированную, устойчивую систему».


Любопытный штрих. Некоторое время назад появилась информация о том, что прорабатывается еще один проект слияния двух белорусских банков — Кредэксбанка и Международного резервного банка. Ожидалось, что переговоры акционеров по этому поводу завершатся до начала октября. Но они все еще продолжаются. Однако не исключено, что до конца года мы станем свидетелями рождения нового альянса. И если это произойдет, то о концентрации капитала в банковском секторе можно будет говорить уже не только как о явлении, но и как о тенденции. Сергей Дубков заверяет, что со своей стороны Нацбанк окажет все необходимое содействие. Подобные процессы в интересах государства.


Прямая речь


Сергей Дубков: «Без развития национальных инвесторов, национального бизнеса мы не сможем создать сбалансированную, устойчивую систему».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter